Династия Романовых и Москва. Некоторые яркие страницы. Очерк К. К. Немировича-Данченко

Posted 17 марта 2013 by sovetnik.knemir...

11 Января 2013

Московский Кремль.

 

Архангельский собор

Усыпальница Московских Царей

 

Собор Архистратига Михаила (Архангельский собор) Московского Кремля строился с 1505 по 1508 гг. итальянским архитектором Алевизом Фрязиным Новым на месте более древней белокаменной Архангельской церкви 1333 года. В этой церкви, построенной при Иване Калите, была устроена княжеская усыпальница, и первым туда был положен сам храмоздатель – Иван Калита.

В октябре 1508 года Великий Князь Василий III «повелел уготовить места и перенести мощи прародителей своих Великих Князей Русских» в новый Архангельский собор с указанием правил захоронения.. С того времени в соборе нашли последнее упокоение все русские Цари Московского Царства. Царь Пётр II Алексеевич был последний Самодержец похороненный в Москве. Следующей царской усыпальницей стал собор Петропавловской крепости С-Петербурга.

К торжествам по случаю 300-летия Дома Романовых, в соборе были проделаны большие работы по реставрации и благоустройству, в частности, по рисунку Великого Князя Петра Николаевича была сооружена сень над гробницей Царя Михаила Федоровича с двумя массивными лампадами. Император Николай II, прибыв в Кремль 24 мая 1913 года, прошёл в Архангельский собор и возжёг лампады над могилами своих предков.

 

В 1918 году собор был закрыт вместе с другими храмами Кремля. Когда в 1929-1930 годах сносили собор Вознесенского монастыря − женскую княжескую усыпальницу, в подклет Архангельского собора были перенесены в каменных гробах останки Цариц и Великих Княжон.

 В 1955 году в соборе был открыт музей; с конца 1970 гг. началась масштабная реставрация древнего храма.

Сейчас в соборе продолжает оставаться музей, но в престольный праздник и на Радоницу в нем совершаются богослужения.

 

 

Успенский Собор

(Поставление на Царство)

 

Успенский собор Московского Кремля на протяжении шести столетий был государственным и духовным центром России. Именно здесь венчались на Царство Великие Князья Московские, а затем  и все Императоры Российские.

В 1547 году здесь было впервые совершено венчание на царство Царя Ивана IV, а в 1896 году тут состоялась коронация последнецарствующего Императора Николая II и Императрицы Александры Феодоровны.

Кроме этого в Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и Патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед.

Современный облик Успенского собора определяют памятники середины XVII в. – росписи 1642-1943 гг. и грандиозный иконостас 1653 г.

Перед иконостасом стоят моленные места Царя, Царицы и Патриарха.

Кроме этого в XIV – XVII вв. Успенский собор являлся усыпальницей глав русской церкви – митрополитов и патриархов.

После революции 1917 г. Успенский собор был превращен в музей. С 1990 г. в соборе возобновились богослужения.

 

ДИНАСТИЯ РОМАНОВЫХ И МОСКВА

 

 

 

Новоспасский монастырь

Родовая усыпальница бояр Романовых

 

Монастырь основан в 1490 году Великим Князем Иваном III  и был назван именем  Спаса Нового. Первоначально основные постройки и стены были деревянные, но со времени вступления на престол Царя Михаила Феодоровича начинается новая эпоха в истории этого монастыря, которую можно назвать временем его процветания. Это не случайно. Именно этот монастырь уже с 1497 года был усыпальницей бояр Романовых.

Благоустройство Новоспасского монастыря началось с того, что он был обнесен каменной оградой с бойницами башнями взамен прежней деревянной. После этого Царем были устроены: жилые здания монастыря; а еще ранее храм во имя Знамения Богоматери, которая стала родовой святыней Романовых и располагалась над местом погребения дядей Царя: Василия, Александра, Михаила и Ионна Никитичей, а так же была устроена шатровая колокольня с храмом во имя св. Саввы Освященного. Наконец, в последние годы своего царствования Царь Михаил Федорович приступил к постройке Преображенского собора.

Колокольня первоначально была устроена Патриархом Филаретом в 1622 году; но перестроена в 1759—1785 годы.

В подвальной части Спасо-Преображенского собора и сейчас находится ряд могил, среди которых — погребения бояр Захарьиных-Романовых.

Старейшее захоронение 1497 года Василия Юрьевича Кошкина-Захарьина (сына боярина Юрия Захарьевича), в конце XVI века — Василий Юрьевич Захарьин (двоюродный брат Анастасии Романовой – жены Ивана Грозного) и Никита Романович Юрьев-Захарьин (в монашестве Нифонт, родитель Патриарха Филарета).

В 1607 году, в царствование Лжедмитрия, сюда были перенесены останки родных братьев Патриарха Филарета, трое из которых скончались ранее в ссылках, пострадав во времена Бориса Годунова. Также здесь захоронены Роман Юрьевич Захарьин (ум. 1543) и мать первого Царя рода Романовых инокиня Марфа (Ксения Иоанновна Романова; ум. 1631).

Особое внимание этому монастырю уделял и Царь Алексей Михайлович.  Царь со своей семьей, боярами и духовными властями, даже с восточными Патриархами, нередко предпринимал сюда  походы на богомолье. Государь достраивал здесь и богато украшал заложенный еще его отцом, новый соборный храм и в 1673 году построил церковь Покрова Богородицы.

В 1679 году здесь была погребена Царевна Ирина Михайловна – дочь Царя Михаила Феодоровича и крестная мать Царя Петра.

До 1917 года этот монастырь являлся одной из главных святынь Императорского Дома. В 1913 году в дни празднования 300-летия Дома Романовых его посетила Царская Семья.

После закрытия монастыря в 1918 году, усыпальница была разорена, надгробия уничтожены, часть гробниц утрачена; была восстановлена в конце 1990-х годов; в ней воссоздан храм в честь преподобного Романа Сладкопевца, освящённый 10 марта 2002 года.

Уже в конце 20 века здесь нашли последнее упокоение останки еще одного представителя Династии Романовых – Великого Князя Сергия Александровича.

 

 

 

 

Великий Князь Сергий Александрович

(Московский губернатор)

 

Е.И.В. Великий Князь Сергей Александрович (1857 – 1905) сын Императора Александра II, дядя Николая II. Был женат на Великой Княгине Елизавете Феодоровне, урожденной Принцессе Гессен-Дармштадтской, старшей сестре Императрицы Александры Феодоровны. Московский генерал-губернатор, командующий войсками Московского военного округа, член Государственного совета, генерал-адъютант. Создатель и первый Председатель   Императорского Православного Палестинского Общества.

Великий Князь Сергий Александрович был крупнейшим государственным и религиозным деятелем России, героем последней русско-турецкой войны, герой Плевны, известный меценат, знаток и хранитель шедевров мировой истории и культуры, организатор крупнейших научных экспедиций. В политической жизни выступал за развитие демократических путей преобразования социальной сферы, за выборы в местные органы самоуправления, за тесное сотрудничество на благо России всех слоёв общества. 4 мая  1905 года был убит террористом Каляевым.

На месте его убиения в Московском Кремле по проекту знаменитого художника Виктора Васнецова был воздвигнут великолепный бронзовый Крест, сразу ставший такой же достопримечательностью Кремля, как Царь-Колокол и Царь-Пушка. Этот крест, освящённый 2 апреля 1908 года, располагался над могилой Великого Князя недалеко от Никольской башни, между зданиями Сената и Арсенала. Автор памятника В. М. Васнецов.

Памятник представлял собой бронзовый крест с эмалевыми вставками с изображённым на нём распятым Христом.

1 мая 1918 года при личном участии В.И. Ленина памятник был снесён. Комендант кремля П. Д. Мальков в своей книге «Записки коменданта Кремля» подробно описывает этот эпизод. Перед первомайской демонстрацией Ленину попался на глаза памятник. Он возмутился, что он до сих пор не снесён. Мальков посетовал не нехватку рабочих. И Ленин вызвался сам вместе с высшим руководством партии и страны снести памятник. «Я мигом сбегал в комендатуру и принёс верёвки. Владимир Ильич ловко сделал петлю и накинул на памятник. Взялись за дело все, и вскоре памятник был опутан верёвками со всех сторон.

— А ну, дружно, — задорно командовал Владимир Ильич.

Ленин, Свердлов, Аванесов, Смидович, другие члены ВЦИК и Совнаркома и сотрудники немногочисленного правительственного аппарата впряглись в верёвки, налегли, дернули, и памятник рухнул на булыжник.

— Долой его с глаз, на свалку! — продолжал командовать Владимир Ильич.

Десятки рук подхватили верёвки, и памятник загремел по булыжнику к Тайницкому саду...»

На месте могилы Великого Князя Сергия Александровича вплоть до 1998 года располагалась стоянка автомобилей.

17 сентября 1995 года при участии Главы Российского Императорского Дома Великой Княгини Марии Владимировны и Наследника Цесаревича Великого Князя Георгия Михайловича останки Сергия Александровича были перенесены в Новоспасский монастырь и там захоронены. В 1998 году, там же, по эскизам В. М. Васнецова был воссоздан крест-памятник. Автор проекта Д. Гришин, скульптор Н. Орлов.

 

 

 

 

Усадьба «Дом бояр Романовых».

 

Древние палаты, собор с золочеными куполами, церкви, зубчатая крепостная стена—одиннадцать разнообразных по назначению и стилю построек XVI—XVIII вв. –это усадьба Романовых на улице Варварка в районе Зарядье. Так в старину называлась часть центра Москвы, расположенная „за рядами" торговых лавок. Теперь это филиал Государственного Исторического музея.

Те постройки, которые мы видим сейчас действительно находятся на территории старинной городской усадьбы, принадлежавшей в XVI в. боярину Никите Романовичу Захарьину-Юрьеву, деду первого Царя Династии Романовых - Михаила Феодоровича.

В 16 веке эта усадьба была обширной и занимала видное место в топографии тогдашней Москвы и даже особо отмечена на плане города 1613 г.

В 1631 г. Палаты вместе со всей усадьбой - „Старым государевым двором"- как ее тогда называли - были пожалованы Царем Михаилом Феодоровичем вновь основанному Знаменскому монастырю и в дальнейшем стали неотъемлемой частью исторически сложившегося ансамбля этого монастыря.

Палаты горели, перестраивались и с 1857 года стали использоваться уже как исторический памятник. Такое его использование было вызвано пробудившимся в середине XIX в. интересом к памятникам старины вообще и в частности к данной постройке, будто бы непосредственно относящейся к семье Романовых. И хотя здание было сильно перестроено, городская легенда, возникшая в 1850-х годах, приписывает его местом рождения Царя Михаила Феодоровича.

В 1859 г. здесь был открыт музей «Дом бояр Романовых». Работы велись под руководством специально для того созданной комиссии. По замыслу основателей музей должен был воссоздать бытовую обстановку предков русского Царя, что неплохо удалось сделать. После 1917 года музей „Дом бояр Романовых" был частично перестроен и стал называться „Музей боярского быта". С 1932 г. он является филиалом Государственного Исторического музея.

 

Нынешний комплекс усадьбы состоит из трех разновременных частей: боярской кладовой XVI в., монашеских келий XVII в. и музейной надстройки XIX в. Но, несмотря на эту разновременность архитектуры, значимости исторического памятника оно не утратило и по своему внешнему виду, и по внутреннему устройству довольно полно характеризует русское жилье XVII в.

Палаты сохранили тип русской избы, состоящей из „клети" (жилого помещения) и „подклета" (подсобного помещения). Построены они, как большинство русских домов XVII в., „глаголем" (два здания поставлены под углом одно к другому), с внешней стороны имеют декоративное убранство XVII в, наличники окон, карниз, полуколонны на углах. Не противоречит устройству старинного жилья и терем: каменные палаты обычно сооружались не выше двух этажей, если они и бывали выше, то, как правило, третий этаж строился из дерева. Внутри здания - небольшие комнаты, низкие, сводчатые потолки, толстые стены, двери, окна и печуры с характерными для XVII в. закруглениями верхов.

Стоит отметить, что не только архитектурный облик соответствует исторической эпохе начала XVII века, но и убранство палат состоит преимущественно из подлинных предметов того времени.

В 1913 году 25 мая, в дни празднования 300-летия Дома Романовых, это здание посетил Император Николай II  со своей семьей и осматривал колыбель Царя Михаила Федоровича и многие другие реликвии, относящиеся к его детству.

 

 

 

 

 

Император Петр Великий

 

Храм Святых Апостолов Петра и Павла

(Церковь по царским чертежам)

 

Храм Святых Апостолов Петра и Павла в Новой Бассманной слободе (Москва, Басманная Нов. ул., д.11)  был построен по собственноручному чертежу-рисунку Царя Петра Великого. Этот храм является уникальным еще и тем, что до нашего времени дошло не так много зданий, построенных в стиле петровского барокко. Храм был построен в 1705-1728 годах. Помимо чертежей, сделанных собственноручно Петром I, он же выделил на строительство  и 2000 рублей – сумму на то время немалую.

Изначально храм планировалось возвести двухъярусным: нижний престол посвятили Петру и Павлу, а верхний закончить не удалось из-за запрета каменного строительства в Москве. Но в 1723 г. работу довели до конца по указу Петра и под руководством архитектора И. Мичурина. Храмовая колокольня была построена значительно позже, спустя 20 лет и проектировал ее уже другой архитектор – Карл Бланка.



«Дом Анны Монс»

(Все что осталось от Немецкой слободы)

 

Немецкая слобода, это первое окно в Европу на Московской Руси, сыграло огромную роль в жизни и становлении юного Петра I.  К сожалению, на сегодняшний день от нее остался лишь один дом – «дом Анны Монс». Да и тот в плачевном состоянии. Обстроенные со всех сторон корпусами завода "НИИ точных приборов" (Старокирочный переулок, 6). Этот уникальный исторический памятник просто забыт.

Палаты в Старокирочном построены во второй половине XVII века. Белокаменный подклетный этаж скрыт двухметровым культурным слоем. Задний фасад сохранил остатки кирпичного декора в духе допетровского узорочья - большого стиля первых Романовых. Немецкая слобода учреждена по указу Царя Алексея Михайловича в 1650-е годы, и палаты могли быть построены уже тогда. Это не только единственный на сегодняшний день памятник Немецкой слободы, но и старейший.
В петровскую эпоху этот дворец был перестроен по новой моде. Главный фасад получил обработку в духе нарышкинского барокко - большого стиля юного Петра. Окна и портал украшены белокаменными наличниками и ордерными колонками.

Что же сегодня? Палаты стоят огороженные бетонным забором с колючей проволокой по верху. Три "нарышкинских" наличника слева целы; правее - глубокое разрушение лицевой кирпичной кладки и бетонный тамбур, пристроенный к порталу древнего крыльца.

Если бы снести заводскую руину, вернуть палатам двор, отдать их городу? Нет лучшего места для музея Немецкой слободы, чем дом Анны Монс.

 

 

Лефортовский дворец

 

Дворец ( 2-я Бауманская улица № 3.) построенный, как полагают архитектором М. Фонтана, приехавшим в 1703 г. в Москву, в дальнейшем неоднократно переделывался. Были заложены боковые входы главного фасада и аркада дворовой галереи; здание было оштукатурено и окрашено; во дворе были выстроены полукруглые флигели.

Дворец носит имя Франца Лефорта, который родился в 1656 г. и прибыл на военную службу в 1674 году в Москву. Прибыв в русскую столицу в чине капитана, он поселился в  Немецкой слободе. В дальнейшем его судьба сложилась так, что он прочно осел в России и даже  выучил русский язык.

 Немецкой слободе встретил Лефорта царь Петр и сразу же сблизился с ним. Лефорт служил для Петра руководителем в новой, запретной и привлекательной слободе. Он полюбился царю своей веселостью, открытостью, умом, гостеприимством. Вот как описывал его князь Б.И. Куракин, хорошо знавший окружение Петра: "Помянутой Лефорт был человек забавной и роскошной или назвать дебошан французской. И непрестанно давал у себя в доме обеды, супе и балы…"

     В доме Лефорта (он находился поблизости от нынешнего Дворцового моста, на окраине слободы) Петр впервые встретил своего будущего "друга сердечного" Александра Меншикова.

     С фавором к Лефорту пришли отличия и пожалования: он был сделан генерал-адмиралом и для него царь стал строить роскошный дворец на правом берегу Яузы, по улице, которая до 1933 г. называлась Коровий брод (2-я Бауманская улица, № 3). Дворец Лефорта

     Закончили дворец в 1698 г. под руководством мастера каменных дел Дмитрия Аксамитова. Это было великолепное сооружение с высокими крышами, украшенными резными гребнями. Оно представляло собой удивительную смесь западноевропейского стиля с типичными для Руси палатными постройками с многочисленными элементами московского барокко. Это была первая в русской архитектуре попытка освобождения от допетровских форм зодчества. Во дворце находился огромный зал высотой 10 метров и площадью более 300 кв. метров, украшенный портретом Петра, картинами и множеством зеркал, обитый шпалерами и английским красным сукном. Этот зал мог одновременно вместить 1500 гостей.

Как и большинство архитектурных сооружений петровской эпохи в Немецкой слободе, главный фасад дворца обращен не на улицу, а на реку, что, вероятно, было связано с представлением о Яузе как о судоходной реке.

Новоселье в новом дворце состоялось 12 февраля 1699 г., а менее чем через месяц - 2 марта - хозяин роскошных палат на 46 году жизни скончался. Лефорта похоронили в присутствии Петра в реформатской церкви на Немецкой улице.

После смерти хозяина дворец на берегу Яузы стал служить то помещением для приезжих иностранных послов, то домом приемов и празднеств, устраиваемых Петром.

В центральном зале Лефортовского дворца были организованы ассамблеи, в которых впервые приняли участие русские женщины. После того, как в 1706 г. сгорел дом А.Д. Меншикова в Семеновской слободе, Петр пожаловал ему Лефортов дворец.

В Москве, как это бывало и в Петербурге, Петр, сам живший очень скромно, пользовался дворцом Меншикова для встреч с послами и устройства всякого рода празднеств.

     После смерти Петра Великого и падения Меньшикова в 1727 г. дворец был отдан в государственную казну.

     Позже, здесь остановился Император Петр II, прибывший в Москву на коронацию, которая совершилась 24 февраля 1727 г. В этом же дворце умерла его сестра Наталья Алексеевна, скончавшаяся пятнадцати лет от чахотки 22 ноября этого же года, и Петр покинул дворец, но в апреле следующего года опять поселился в нем.

6 января 1730 г. в праздник Крещения Петр II поехал на праздник водосвятия, а на следующий день у него обнаружилась страшная тогда болезнь - оспа. Болел он недолго, и 18 января 1730 г., в тот самый день, на который было назначено бракосочетание, скончался в Лефортовском дворце.

     На заседании Верховного Тайного Совета, состоявшемся в этом дворце, решено было пригласить на престол Анну Иоанновну. И именно здесь 25 февраля 1730 года Императрица Анна Иоанновна разорвала Кондиции, написанные членами Верховного Совета и ограничивавшие полноту ее власти как Императрицы Российской.

      После этих событий дворец изредка использовался для самых различных целей - в нем останавливалась в 1742 г. после коронации Елизавета Петровна.

29 мая 1737 г. Лефортовский дворец сгорел и был потом значительно перестроен. В конце 1840-х - начале 1850-х гг. был надстроен третий этаж.

Интересно, что именно здесь в семье начальника военного архива Дмитрия Васильевича Васильева, жившего на казенной квартире, в 1900 г. родился сын Сергей, будущий режиссер известного кинофильма "Чапаев", проживший здесь первые 12 лет.

К настоящему времени здание много раз перестраивалось. Вид со стороны Яузы в настоящий момент отсутствует. Со стороны 2-й Бауманской улицы просматривается каре флигелей. Сохранились также ворота.


 

Императрица Екатерина Великая

 

Царицыно

(Так и недостроенный дворец)

 

В 1775 году Императрица Екатерина II посвятила Москве. Она посетила в храмовые праздники большинство славящихся среди москвичей церквей, сходила пешком на богомолье в Троице-Сергиевую лавру, посетила подмосковных помещиков, графа Шереметева в Кускове, графа Румянцева, затем Нарышкина. С наступлением тепла Императрица переселилась в старинное царское село Коломенское и отсюда совершала прогулки по окрестностям.

4 мая во время первой же поездки на Цареборисовский пруд Государыня обнаружила поразившую ее красотой расположения, усадьбу Чёрная Грязь принадлежавшую князьям Кантемирам. Холмистая, изрезанная оврагами и ручьями местность, тенистые рощи и обширные луговины, зеркальная гладь покойно раскинувшихся прудов изумили и восхитили ее. Императрица Екатерина так описывала историю приобретения этого поместья у 70-летнего князя Кантемира: «Он проводил свою жизнь за карточным столом, проклиная свои проигрыши, и вот осторожно и с полнейшей деликатностью весь двор с Императрицей во главе начинает интриговать, чтобы выведать намерения его, узнать, выигрывает он, или проигрывает; не продает ли свое имение, дорожит ли им, часто ли в нем бывает, не нужно ли ему денег, кто его друзья, через кого бы заинтересовать его. Мы не хотим одолжения, мы не хотим чужого, мы покупаем, но и отказать нам не есть преступление. «Как хотите, милостивый государь, нам улыбается приобретение, но мы можем обойтись без него». Придворные мои засуетились, один говорит: «Он мне отказал, он не хочет продавать». «Ну, тем лучше». Другой доносит: «Ему не нужно денег, он играет счастливо». Третий: «Он сказал, я не могу продать. У меня нет ни наследников, ни кого-либо другого; имение мое исходит из казны, ей же я его предоставлю». Наконец является пятый и передаёт, что Кантемир сказал: «Я решительно объявляю, что имение моё может быть продано только казне». – «А, это прекрасно!..» Вот к нему наряжают нарочного узнать, любит ли он имение. – «Нисколько, – отвечает он, – доказательство, что я живу в другом, я это имение наследовал от брата и никогда в него не езжу; оно может годиться только Императрице». –«Сколько же вы за него хотите?» – «20 000 руб.» – «Мне велено предложить вам 25 000 рублей»...
   Решение о приобретении земель в собственность было принято достаточно быстро.

Уже 25 мая 1775 года, имение Чёрная Грязь с деревнями Орехово и Шандорово было куплено у отставного бригадира князя С. Д. Кантемира за 25 000 рублей. А в июне этого же года были докуплены и соседние земли. Так сформировалась территория новой императорской подмосковной резиденции. По Императорскому указу, данному сенату 14 августа 1775 года имение Чёрная Грязь переименовано в Царицыно Село.

30 июня Императрица со свитой переехала во временный деревянный «дворец», сооружённый в две недели специально для неё и князя Г.А.Потёмкина. По словам известного в будущем поэта Г. Р. Державина, посетившего Царицыно летом 1775 г., Екатерина «изволила там жить в маленьком домике, не более как из 6 комнат состоящем».

В июне, в тогда еще, Чёрную Грязь прибыл архитектор В. И. Баженов, который по воле Императрицы должен был превратить дворянскую усадьбу в императорскую резиденцию. Видимо, в эти дни Государыня  и высказала ему свои пожелания, а зодчий сделал первые наброски проекта и плана.

Но история строительства этого дворца растянувшегося на 22 года изобилует поворотами. В итоге, великолепный дворец при жизни Екатерины Великой так и не был завершен. Новый Император Павел I посетил Царицыно весной 1797 года, после смерти Императрицы, но уже 8 июня 1797 года высочайшим указом было определено «в селе Царицыне никаких строений не производить». Дворец так и не был отделан и уже через несколько лет шедевр архитекторов В.И. Баженов и М.Ф.Казакова воспринимался современниками как «мрачная развалина» или «руина».

Архитектурный ансамбль ветшал и только некоторые постройки использовались.

Серьезные восстановительные работы начались только с 1960-х годов, но и они шли не скоро. Решающим для Царицына явилось решение Правительства России в 2004 году передать музей под управление Правительства Москвы. Не без участия тогдашнего мэра Москвы Ю.М.Лужкова всего за три года был восстановлен этот величайший памятник архитектуры.

 

К.К. Немирович-Данченко.