Журнал "Посев" опубликовал текст Приветствия Е.И.В. Государыни Великой Княгини Марии Владимировны в связи с празднованием 150-летия Великой Крестьянской Реформы Императора Александра II Освободителя и взял краткое интервью.
Глава Российского Императорского Дома Е.И. В. Великая Княгиня Мария Владимировна: Преобразования теряют смысл, если они проводятся не ради людей». Для журнала «Посев»
Сердечно приветствую всех, поминающих в эти дни моего великого прародителя Государя Императора Александра II Николаевича.
Было время, когда воздвигнутые в его честь благодарными соотечественниками мемориалы планомерно и варварски уничтожались. Ныне мы становимся свидетелями сооружения новых памятников Царю-Освободителю. Это является еще одним доказательством того, что злоба и ложь могут торжествовать только временно, и им никогда не удастся победить Правду и Любовь.
Но установка статуй и иных мемориальных знаков мало что скажет умам и сердцам современников и следующих поколений, если окажутся преданными забвению помыслы и дела наших предков. Поэтому я убеждена, что живое обсуждение реформаторского опыта Российской Империи и возможностей его использования в современных условиях является не менее значимым вкладом в увековечивание памяти государей и их верных сподвижников, чем монументальное творчество.
Реформы Александра II воплотились в жизнь, не поколебав основы государства, во многом благодаря трудам его венценосных предшественников на протяжении целого столетия. Отмена крепостного права не могла бы состояться мирно, если бы до этого не было первых деклараций Петра III и Екатерины II, манифеста о трёхдневной барщине Павла I, указа о вольных хлебопашцах Александра I и работы секретных комитетов, учреждённых Николаем I. Даже половинчатые меры и неудачные эксперименты, вроде «военных поселений», принесли некоторую пользу, ибо позволили сократить число ошибок, когда момент принятия окончательного решения настал. Наследственная преемственность Верховной Власти, создающая оптимальные условия для управления страной с учётом долгосрочной перспективы, обеспечила строительство прочного фундамента модернизации России в 1860–1870х гг. В то же время и сам Александр II проявил немалое личное мужество и силу воли, взяв на себя полноту ответственности за все нововведения.
В идейной основе и, тем более, в способах осуществления Великой Крестьянской Реформы и прочих всеобъемлющих преобразований, осуществлённых в царствование Императора Александра II, безусловно, можно найти как сильные, так и слабые стороны, как важные свершения, так и серьёзные просчёты. Это неизбежные составляющие любых грандиозных деяний, которые всегда будут рассматриваться и критиковаться с разных точек зрения.
Однако главное непреходящее историческое значение эпохи Великих Реформ заключается не в частностях, а в заложенных тогда общих принципах, определяющих магистральный путь любой эффективной модернизации.
Принимая во внимание, что глубинное реформирование социально-экономических отношений, судебной системы, Вооружённых Сил, местного самоуправления, образования и иных сторон жизни нашего народа при Императоре Александре II произошло без потрясений и кровопролития, и сопоставляя этот процесс с гораздо более конфликтными и трагическими примерами модернизаций иного типа, мы можем прийти к следующим выводам.
Постоянное обновление необходимо, и стремление к нему людей естественно. Но замена устаревших и отживших форм новыми никогда не принесёт добрых плодов без опоры на вечно живую традицию. Попытки построить некий «новый мир» за счёт разрушения предшествующего наследия так же абсурдны, как действия человека, который, очищая крону дерева от сухих ветвей, заодно подрубил бы и все его корни.
Модернизация реально осуществима только с учётом уникальных национальных особенностей страны, порождённых её географическим положением и исторической судьбой. Использование зарубежных образцов допустимо и полезно, но только в качестве корректирующего компонента реформаторского плана, сформировавшегося в недрах Отечества. Примитивное копирование чужих методов и стандартов, какими бы успешными они ни были в других странах, неизбежно обернётся нежизнеспособностью реформ.
Самые современные и совершенные технологии в области политики и экономики окажутся бесплодными, если мы будем считать, что Вера, Совесть и Честь — просто красивые слова, а то и вовсе препоны на пути к достижению конкурентоспособности и успеха. Бездушный материалистический и чисто технократический подход к модернизации погубит любые начинания, сколь бы продуманными они ни казались. Чтобы нравственное начало не было потеряно, главный духовный и моральный ориентир России — Православная Церковь, другие вероисповедания, исторические институции — хранители традиционных ценностей и идеалов, должны обладать правом и возможностью полноценно и активно участвовать в обсуждении жизненно важных для государства и общества вопросов.
Преобразования теряют смысл, если они проводятся не ради людей, а ради каких-то отвлечённых идей или партийных доктрин. Пренебрежение к человеческой жизни, свободе и достоинству личности не могут быть оправданы никакими победами, и самые могущественные государства, строившие своё величие на страданиях и угнетении граждан, оказались колоссами на глиняных ногах. Первенствующая цель модернизации — сохранение и преумножение народа, растет его благосостояния. Если же обстоятельства складываются так, что на определённом этапе совершенно избежать тягот и лишений невозможно, представители власти и наиболее успешные члены общества обязаны первыми подавать пример самоограничения и жертвенности.
Суть преобразований следует сделать понятной всем слоям народа. Полностью удовлетворить все надежды и чаяния не удастся никогда и никому. Для достижения высокой цели всем и каждому необходимо идти на уступки и жертвы. Чтобы люди были готовы к компромиссам, чтобы, поступаясь чем-то дорогим для себя, они не опасались, что их обманут, в обществе должен быть достаточно высокий уровень взаимного доверия и уважения к государственной власти.
С другой стороны, любая власть окажется бессильной без сотрудничества с прочными институтами гражданского общества. Всем нам нужно проникнуться сознанием, что сидеть и ждать, когда государство решит за нас наши проблемы, бесперспективно. Золотыми буквами должны быть повсеместно написаны ключевые слова Манифеста Императора Александра II Освободителя от 19 февраля 1861 года: «Самый благотворный закон не может людей сделать благополучными, если они не потрудятся сами устроить своё благополучие под покровительством закона. Довольство приобретается и увеличивается не иначе как неослабным трудом, благоразумным употреблением сил и средств, строгою бережливостию и вообще честною в страхе Божием жизнию». Государственная власть вправе ожидать от граждан сотворчества, а граждане вправе ожидать и требовать от властных учреждений создания реальных механизмов проявления народной воли — не только от выборов до выборов, а постоянно.
Надеюсь, что обсуждение итогов и уроков Великих Реформ Царя-Мученика Александра II Освободителя будет продолжаться и после празднования юбилея, прозвучат разные мнения, но дискуссия пройдёт в духе объективности и взаимного уважения, а её выводы станут весомым интеллектуальным вкладом в дело модернизации России на основе её традиционных ценностей.
— Ваше Высочество! Какую русскую прессу читали в Вашей семье?
— Читали, по возможности, всю русскую прессу, которая становилась доступной. Независимо от согласия или несогласия с разными взглядами и политическими позициями, хотели знать, о чём думают соотечественники, какую информацию получают, и как она преломляется в их сознании. Читали, в том числе, и советскую прессу, понимая, что в ней можно многое найти «между строк».
— Когда Вы впервые узнали об издательстве «Посев», какие его книги и периодические издания вызвали Ваш интерес?
— Обо всех событиях в эмиграции всегда получали сведения своевременно, поэтому создание издательства «Посев» не могло пройти незамеченным. Регулярно получали журнал «Посев» и издаваемые книги, преимущественно исторического содержания — исследования и мемуары.
Мадрид, 19 февраля/4 марта 2011 года