Коломенское. К 400-летию воцарения Дома Романовых на российском престоле.
С XIV века Коломенское было княжеской, а затем великокняжеской и царской вотчиной. С приходом к власти Романовых наступает «Золотой век» Коломенского.
17 сентября 1640 года первый Царь Династии Михаил Федорович отпраздновал новоселье во дворце, возведенном рядом с церковью Казанской Божьей матери. Здесь же построил дворец и его сын, Алексей Михайлович — 27 августа 1672 года он был освящен патриархом Питиримом. Дворец современники называли «восьмым чудом света». Он вошел в историю русского искусства как жемчужина древнерусской архитектуры.
Строительство следующего дворца в Коломенском было закончено в июле 1767 года. Екатерина II распорядилась возвести его севернее церкви Вознесения — там, где некогда располагался дворец Василия III. Летом этого года Екатерина живет в Коломенском и следит за работой Уложенной комиссии — собрания депутатов от различных сословий, приглашенных в Москву для составления нового свода законов. Помня о традиции торжественного вступления в Москву из Коломенского в особо важных случаях, подобно Дмитрию Донскому после Куликовской битвы и Петру I после Полтавского сражения, Екатерина II 27 июня 1787 года торжественно въезжает из Коломенского в Москву. Эта церемония начинает празднование 25-летия ее царствования. В этом торжественном шествии Императрицу сопровождают внуки — Александр и Константин. События 1812 года печальным образом отразились на сохранности дворца Екатерины — в Коломенском стояла конница И. Мюрата. Дворец стал ветшать и в 1816 году был разобран. На выставке можно видеть его редкое изображение на акварели А. Н. Бакарева.
Следующий этап дворцового строительства в Коломенском относится к периоду правления Александра I. Сооружение в стиле ампир, созданное по проекту выдающегося московского архитектора Е. Д. Тюрина, было закончено в 1825 году. Умершему в том же году Императору не довелось его увидеть. В экспозиции представлены уникальные авторские чертежи этого дворца, от которого до наших дней дошел павильон.
К 1836 году относится грандиозный проект архитектора А. И. Штакеншнейдера, выполненный для Императора Николая I. В нем соединялись классические традиции с русским стилем, становившемся все более актуальным. Однако он не был осуществлен, поскольку стоимость намного превосходила выделенные на постройку средства
Помимо изобразительных материалов, в разделе выставки, посвященном дворцовому строительству, представлены уникальные экспонаты, позволяющие получить реальное представление о строительных приемах и характере интерьеров коломенских дворцов XVII–XIХ веков. Особую ценность представляют сохранившиеся элементы этих сооружений — стул из дворца Алексея Михайловича, дверные петли, а также изразцы, обнаруженные во время археологических раскопок на территории Коломенского.