Выставка в Историко-художественном музее-заповеднике Сергиев Посад приурочена к 400-летию Дома Романовых.

4 Июня 2013
Romanovu_02Новая выставка в Историко-художественном музее-заповеднике Сергиев Посад  приурочена к 400-летию Дома Романовых, ведущего свою историю с воцарения Михаила Фёдоровича в 1613 году. Дары представителей Династии — наиболее значимая часть экспозиции. Есть среди представленного и подарки самого первого Государя.

Троице-Сергиеву лавру и род Романовых всегда связывали отношения гораздо большие, нежели простая формальность. На новой выставке в музее-заповеднике можно попытаться представить масштаб этих связей.

Там же можно увидеть Сергиев Посад глазами людей прошлого — о визитах российских Императоров в мельчайших деталях расскажет подборка гравюр и литографий.

Эти экспонаты долгие годы хранились в запасниках музея-заповедника, скрытые от глаз посетителей. На какое-то время они будут доступны каждому.

Экспонаты взяты из нескольких коллекций музея и из фондов. Здесь портреты государей и государынь дома Романовых, портретные гравюры и литографии, запечатлевшие посещения российскими императорами Лавры в XIX веке.

Особо значимые экспонаты – дары представителей царской династии, начиная с вкладов первого государя из рода Романовых Михаила Фёдоровича. Это иконы, драгоценные ткани, произведения ювелирного искусства.

Ряд картин и часть шитья экспонируются после долгого пребывания в фондах, некоторые выставляются впервые.  

Комплекс царских вкладов дополняют предметы XVIII – начала XX веков с государственной символикой, связанные с коронационными торжествами, в частности, монеты и медали, выпущенные в память коронации государей.

В экспозицию включён небольшой археографический раздел, в котором представлена рукописная книга и документы, а также фотоматериалы, макеты-реконструкции исторических памятников архитектуры.

Троице-Сергиев монастырь ещё с XV века традиционно воспринимался как «царский», отмеченный особым покровительством русских государей – поборников и защитников православия.

Романовы пришли к власти в период, когда страна погрузилась в смуту, и нависла угроза разрушения национального единства. Практически отсутствовал главный для средневекового человека символ этого единства – всеми признанный Самодержец, Помазанник Божий. 

Сергиева обитель в Смутное время оставалось оплотом стойкости, нерушимости веры и патриотизма. Шестнадцатимесячная осада Троицкой крепости (сентябрь 1608 – январь 1610) вновь вовлекал монастырь в центр событий, решавших судьбу Отечества. После снятия польско-литовской осады архимандрит Дионисий рассылал из Троицкого монастыря письма, с призывами встать на защиту Москвы и православной веры, которые способствовали духовной консолидации народа.

Символично, что избранный на царство Михаил Фёдорович Романов на пути из Костромы в Москву, где ему предстояло вступить на престол, почти неделю пробыл в обители Сергия: Самодержец – вновь обретённый символ национального единства – пришел в Москву из Троицы.

Долгожданный мир с Польшей заключился в 1618 году в близлежащем монастырском селе Деулино.

В конце XVII века, в период нового государственного «построения», во время стрелецких бунтов 1682 года царская семья – царевна Софья, малолетние цари Иоанн и Пётр, царица Наталья Кирилловна, ищет убежище в Троице. Отсюда в 1689 году царь Петр Iуезжает в Москву уже полновластным правителем.

Кроме приездов в Троице-Сергиев монастырь, связанных с особыми событиями, уже в XVI веке в уклад жизни царской семьи вошли регулярные посещения обители по престольным праздникам – на день Святой Троицы и день кончины преподобного Сергия (25 сентября), называвшиеся Троицкими походами.

Больше всего известий сохранилось о Троицких походах царя Алексея Михайловича. В монастыре царь участвовал в торжественном богослужении, после чего давал праздничный стол на братию, жаловал денежной милостыней и полотенцами. Весь Троицкий поход обычно занимал 8-10 дней.

В XVIII веке, после перенесения столицы в Санкт-Петербург, посещения государями Троице-Сергиева монастыря утратили свою регулярность. Но во время пребывания в Москве царские особы отдавали дань древней традиции. Известны путешествия к Троице императрицы Анны Иоанновны (она пожертвовала в Троицкий собор серебряную сень для раки Преподобного Сергия в 1737 году), Елизаветы Петровны (пожаловавшей монастырю почётное наименование Лавры в 1744 году), Екатерины II.

В соответствии с духом и обычаями придворной жизни XVIII века пребывание высочайших особ в Троицком монастыре сопровождались грандиозным празднеством с иллюминацией, фейерверками, музыкой. Для их приёма в двух верстах от Лавры в 1742 году была построена загородная резиденция Корбуха с регулярным парком, которую непременно посещали императрицы Елизавета Петровна и Екатерина II.

Неиссякаемый даже в самые тяжёлые для страны годы поток вкладов (вотчины, деньги, драгоценные вещи и др.) был главным источником экономического могущества Троице-Сергиева монастыря. Значительную их часть составляли царские пожертвования. Государи в годы тяжких испытаний обращались к монастырю за денежной помощью (эти деньги, как правило, не возвращались). Федор Алексеевич, например, взял в обители «на ратных людей» 1 000 рублей, в царствование Петра I в государеву казну было отправлено до 350 000 рублей.

Троицкие архимандриты были духовниками императриц Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Екатерины II. Начиная с архимандрита Платона Левшина (1766-1812), наставника цесаревича Павла Петровича, пожалованного в 1787 году в митрополиты, настоятелями Лавры были митрополиты Московские.

В XIX-XX веках Троице-Сергиева лавра содержала ряд благотворительных заведений, самое значительное из которых – Дом призрения (комплекс, состоявший из богадельни, странноприимной, больницы и приютов-училищ для девочек и мальчиков) – в 1879 году был взят под покровительство императрицей Марией Александровной.

В XX веке российские государи по-прежнему выражали свое отношение к Троице-Сергиеву монастырю и почитали его основателя не только щедрыми вкладами и пожертвованиями, но и личным посещением обители. Событием для Лавры и города становились приезды императоров Александра II, Александра III, Николая II и представителей царствующего дома Романовых.

Особыми торжествами были отмечены 500-летие со дня преставления святого в 1892 г., в 1910 г. – 300-летие освобождения обители от польско-литовской осады, в 1913 г. – 300-летие восшествия на престол династии Романовых.


http://www.kopeika.org/articles/view/5411

http://www.vperedsp.ru/statyi/postnews/?ID=9720

По теме: http://www.sergiev.ru/news/k-400-letiyu-doma-romanovykh