Исторические связи Чувашии и Дома Романовых.

Posted 23 июня 2013 by sovetnik.knemir...

23 Июня 2013

В Государственном историческом архиве имеются документы о династии Романовых, правившей Российской империей более 300 лет.  Сохранилось предание, что в 1601 году царь Борис Годунов отправил в ссылку в г. Чебоксары  бабушку Михаила Федоровича избранного в 1613 году царем из рода Романовых. Об этом  священник Иоанн Барсов в статье «Бывший девичий монастырь в г.Чебоксарах» опубликованной  в 1898 году в журнале «Известия общества археологии, истории и этнографии при императорском Казанском университете» (Т. XIV, вып.5) писал, что Никольский монастырь замечателен тем, что свое время дал приют прародительнице, по женской линии дома Романовых. Он утверждал, что историки Карамзин и  Соловьев писали, что по повелению царя Бориса Годунова, бояре Романовы, за яко бы подготовке покушению на его жизнь были сосланы в разные места, и между прочим теща Федора Никитича Романова, дворянка Мария Шестова, в  Чебоксары, в Никольский девичий монастырь, в 1601 году. (Карамзин «История Государства Российского», Т. XI, гл.11, Соловьев, «История  России», Т. III. гл. 2. С. 734). Барсов пишет, что «Если сам Федор Никитич Романов, сосланный в Антониев - Сийский монастырь, был пострижен в монахи с именем Филарета, жена его Ксения Ивановна Шестова, сосланная Обонежской пятины в Егорьевский погост, пострижена с именем Марфы, то с вероятностью  можно заключить, что и теща его была пострижена в монахини в Никольском монастыре, где и окончила дни свои. На это есть, хотя и не прямые, но довольно вероятные, местные указания».  Автор статьи утверждает, что как памятник пребывания в монастыре княгини Шестуновой, можно считать находящееся в Кладбищенской церкви  г.Чебоксары изображение св. царевича Димитрия. Это изображение, очень редко, вероятно служило ей келейной иконою.  Он пишет, что может быть подобные изображения были и у других членов фамилии Романовых, так как одно сходственное изображение св. царевича Димитрия находился в Московском историческом музее и получено из Ярославской губернии, и все относятся к XVII веку. (Журнал «Известия общества археологии, истории и этнографии при императорском Казанском университете», Т. XIV, вып.5, с. 520, 525).              


 Еще 7 января 1913 г. перед началом празднования 300-летия Дома Романовых профессор Казанской духовной академии Иван Покровский в своей статье «Казань и казанцы в истории воцарения Дома Романовых на русском царском престоле» писал: «Если Нижний Новгород гордится именами кн. Пожарского и земского старосты Козьмы Минина, если Кострома чтит память крестьянина Ивана Сусанина, погибшего от поляков, но спасшего для России дорогого Михаила Федоровича и благоговеет пред Ипатьевским монастырем, сохранившем царя, то Казань так же в праве благословлять свою судьбу за то, что в истории воцарения Дома Романовых на ее долю выпало завидное счастье. Ведь она выростила величайшего борца и мученика за православную веру, Русь и Царя-патриарха Гермогена с его сподвижниками келарем Аврамием Палициным и митрополитом Ефремом!

Помимо этих славных имен казанцев, незабвенных в истории воцарения Дома Романовых, Казань имеет дорогой вещественный памятник с именем прародительницы самого Михаила Федоровича.

Недра казанской земли до сего времени хранят бренные останки сосланной Борисом Годуновым в Чебоксарский Николаевский женский монастырь и здесь постриженной 2 августа 1601 г., а затем погребенной (бабушки Михаила Федоровича) - тещи Феодора Никитича Романова-Марии Шестовой или Шестуновой. Место ее погребения, а может быть, и заключения, по преданию, показывается ныне в одном из склепов Николаевского собора в г. Чебоксарах Казанской епархии, бывшего женского Николаевского монастыря, упраздненного в 1764 году». (Ф. 325. Оп 1. Д.19. Л. 49 а-49 б об.).

По-видимому, для установления достоверности этого предания в январе 1913 г. в Чебоксарах были проведены раскопки склепа, находившегося в  Николаевском соборе под придельным  храмом во имя Святого Чудотворца Николая. По устному преданию граждан г.Чебоксары именно в этом склепе  была погребена теща боярина Филарета Никитича, бабушка царя Михаила Федоровича боярыня Мария Шестова или Шестунова.          

19 января вечером в Чебоксары  прибыли губернатор Казанской губернии Михаил Васильевич Стрижевский и епископ Чистопольский Анастасий. Встретить Его Преосвященство собралось все городское духовенство в покоях настоятеля Чебоксарского мужского монастыря. При встрече  епископ сообщил, что  цель его приезда помимо обзора церквей,  производство раскопок в склепе под Николаевским собором.

На следующий день, утром епископ Анастасий  прибыл в Николаевский собор и совершил панихиду по боярыне-инокине Марии.  Затем по благословению  Анастасия в присутствии губернатора М.В.Стрижевского, губернским инженером начата была раскопка склепа. Во время раскопки действительно была обнаружена могила и гроб-колада немного сохранившаяся в изголовии, были найдены женский череп с прекрасно сохранившимися волосами каштанового цвета, заплетенными в две косы и волосах украшение из  слюды в виде бабочки, затем не плохо сохранившейся мантия, четки, грубой выделки шерстяные чулки и части башмаков-коты. Все это и несколько сохранившихся костей при освидетельствовании в присутствии епископа Анастасия, губернатора, благочинного, священника, инженера, врача и полицейских чинов было опечатано и положено в новый гроб и зарыто. Потом опять была совершена панихида епископом  в присутствии  благочинного и священника. Акт о производстве раскопок  с подписями всех присутствовавших был передан губернатору для представления на рассмотрение  императору Николаю II.  Так, рассказывает летопись составленная священниками Николаевского собора  в 1913 году. (Ф. 325. Оп. 1. Д. 19. Л. 48 об-49 об.).  


В начале 1913 г.  Россия  торжественно отпраздновала трехсотлетие со времени избрания  на царство Михаила Федоровича Романова-родоначальника Дома Романовых. Такие торжества прошли также в городах и селах Казанской и Симбирской губерний. К празднику были подготовлены красочные свидетельства для учащихся-отличников  училищ. В фонде Симбирской чувашской учительской школы  сохранились такие свидетельства. (Ф. 207. ОП.1. Д.1005. Л. 37,73,129.).


Сохранился любопытный документ о проведении в Чебоксарах мероприятий посвященных 300-летию Дома Романовых. В летописи Николаевского собора за 1913 год сообщается: «21 февраля 1913 года в Чебоксарах были совершены торжественные богослужения. В храмах были полны молящихся. По окончании литургий в храмах города священноцерковнослужители со святыми иконами в торжественных процессиях собрались в соборном Введенском храме, а оттуда ходили на площадь, где в присутствии бесчисленного множества молящихся совершено молебствие провозглашением многолетия.  При пении громадного хора учащихся-учеников духовного училища, городских вышеначальных, приходских и женской гимназии. Затем пропет был едва ли не всем народом гимн «Боже царя храни». Во всех училищах, в городе и деревнях были отслужены молебствия, а вечером чтения и раздача книжек. В городе вечером была устроена чудная иллюминация – была масса гуляющего и веселящегося народа, были устроены качели-катки и прочие». (Ф. 325. Оп. 1. Д.19. Л.49 об-50.).

В чувашском крае побывало много известных деятелей Российской империи, среди них как Г.Р. Державин, А.Н. Радищев, Л.Н. Толстой, Н.Г. Гарин-Михайловский и другие. Но особенно интересен то, что в 1767 году в Чебоксарах побывала императрица Екатерина II.  В апреле 1767 г. она задумала поездку по поволжским городам на галере «Тверь». 28 апреля 1767 г. (здесь и далее даты даны по старому стилю) царица выехала сухим путем до Твери, оттуда предстояло плыть по Волге до Симбирска. В свиту сопровождения входил и камер-юнкер Владимир Григорьевич Орлов, который вел дневниковые записи о поездке императрицы по поволжским городам. По оставленным Орловым записям, 25 мая 1767 г. в 8 часов утра императрица приехала в г. Чебоксары. Она со своей свитой остановилась в доме капитана Соловцова. Государыня присутствовала на молебне в монастыре, посетила дубовую рощу в четырех верстах от города. После обеда императрица со свитой отъехали на 44 версты и остановились ночевать верст за 80 от Казани. 5 июня императрица прибыла из Казани в г. Симбирск и остановилась в доме купца И.С. Пустынникова. 9 июня императрица посетила г.Алатырь.

 В фонде Чебоксарской воеводской канцелярии Государственного исторического архива Чувашской Республики находятся два дела. Первое «Дело о проверке состояния погребов и  заготовке съестных припасов в связи с предполагаемым проездом через г.Чебоксары Екатерины II»  (Ф.2. Оп.1. Д. 125. Л. 1-14). Второе «Дело о подборе и украшении в городе Чебоксарах дома для встречи и остановки Екатерины II» (Ф.2. Оп.1. Д.126. Л.1-15). В числе документов – указы, промемории, реестр столовых припасов, расписание городов, где должны заготовить провизию, рапорты о подготовке помещений и благоустройстве города к приезду царицы и другие. Это единственное свидетельство архивных документов РГУ «Государственный исторический архив Чувашской Республики» о подготовке к визиту императрицы в Чебоксары,  посещение Екатериной II поволжских городов описано также в книгах В.Э. Красовского «Хронологический перечень событий Симбирской губернии. 1372-1901», Т. Масленицкого «Топографическое описание Симбирского наместничества»,  в статье Н. Фирсова «Некоторые черты из истории торгово-промышленной жизни Поволжья с древнейших времен до осмотра этого края императрицей Екатериной II-ой» опубликованной в 1898 году в журнале « Известия общества археологии, истории и этнографии при императорском Казанском университете», Т.XIV. вып. 5. С.492-494.


Кроме того из династий Романовых Чувашский край посетили Павел I в 1798 году и дядя императора Николая II  великий князь Константин Константинович Романов в 1902 году. В Государственном историческом архиве Чувашской Республики в фонде Чебоксарской городской думы хранится дело о пребывании в г. Чебоксары императора Павла I.  Документ дает ценную информацию о ходе подготовки  к приему в Чебоксарах Павла I. Содержит в себе отчеты, рапорта, ордера, сообщения купцов, городничего, обращение старосты в Чебоксарскую городскую Думу, выписки расписаний станций, предполагаемого маршрута путешествия с назначением обеденных  и вечерних столов, отчеты и т.д.  (Ф. 81. Оп.1. Д. 90. Л. 1-58.).

В фонде Николаевского собора сохранился архивный материал о пребывании великого князя Константина Константиновича. В летописи собора подробно описывается  посещение им города. Великий князь 23 июля 1902 года  2 часа по полудни прибыл в город на казенном пароходе.  Он прямо с пристани со свитой посетил  Чебоксарский Троицкий мужской монастырь, Николаевский собор, Михаило-Архангельскую церковь, Введенский собор.

Таким образом, в Государственном историческом архиве хранятся документы о царских особах, оставивших след в истории города Чебоксары. Путешествие императрицы Екатерины II и Павла I носило плановый характер, было хорошо организовано, как со стороны гостей, так и городов и населенных пунктов, принимавших именитых гостей.


 

С.И. Выйкин

http://www.gia.archives21.ru/novelty.aspx?id=123&s_page=1