Вопрос часовни бабушки первого Царя - не просто история Чебоксар.

Posted 23 июля 2012 by sovetnik.knemir...

26 Сентября 2011
Наместник Свято-Троицкого мужского монастыря архимандрит Василий (Паскье).

В 2012 году в Чувашии ожидают визита патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. При этом наиболее активные представители творческой интеллигенции и духовенство надеются, что в Чебоксарах он заложит первый камень часовни в память о бабушке первого русского царя Марии Шестовой. Но эти надежды могут оказаться всего лишь мечтаниями: вопрос о строительстве часовни уже не один год поднимается в Чувашии на уровне руководства республики, но реальных действий практически нет.

Напомним, в 2008 году добрую инициативу, исходящую "сверху", от республиканского правительства, дружно подхватила местная интеллигенция и Чебоксарско-Чувашская епархия, однако после череды публичных заявлений чиновников этот вопрос остался на уровне слов. Между тем сторонники этого проекта отмечают, что сама тема часовни - гораздо шире и глубже, чем просто появление историко-культурного памятника религиозного значения, привлекательного ещё и с туристической точки зрения. Династия Романовых, к которой принадлежит Мария Шестова, - это страницы истории России, истории Чувашии, истории Чебоксар. И в этом контексте часовня - это ещё один символ, говорящий о неразрывной связи, в том числе духовной, русского и чувашского народов, символ отражения истории России на земле чувашской.

"Народ этот (русский) не обидел вас в прошлом, он не обидит вас и в будущем. Любите его и сближайтесь с ним", - призывал своих "сородичей чувашей" патриарх чувашского просвещения Иван Яковлев. Тема объединения и единства особенно актуальна в эпоху "Иванов непомнящих" и принципа, порабощающего человека: "Разделяй и властвуй". Чтобы просвещать и объединять, надо возвращаться к истории предков, к древним основам. И последний аргумент, к которому прибегают сторонники создания часовни, - экономический: эксперты полагают, что данный объект может приносить доход.

Корреспондент ИА REGNUM встретился с наместником Свято-Троицкого мужского монастыря архимандритом Василием (Паскье). Вокруг православного священника французского происхождения объединились известные деятели культуры и науки Чувашии, которым небезразлично, что будет завтра, и которые поддерживают идею строительства часовни.

ИА REGNUM. Идея о строительстве часовни в память о бабушке первого русского царя впервые была озвучена чувашскими властями в июле 2008 года. Исходила ли она изначально от духовенства?

Нет, идея принадлежит не нам. Проект вышел от власти, от команды Федорова (первый президент Чувашии Николай Федоров, ИА REGNUM). Была озвучена инициатива построить часовню, объявлен творческий конкурс. Некоторые архитекторы начали работать над проектом. Можно даже сказать, что предварительно был выбран один из представленных проектов. Но дальше этого тогда дело не пошло, всё остановилось: были выборы, смена власти и затем - тишина.

Отметим, 9 июля 2008 года на расширенном заседании правительства Чувашии Николай Федоров заявил, что в Чебоксарах будет построена часовня памяти бабушки первого царя из династии Романовых. Федоров отметил, что часовня также будет посвящена истории российского государства и будет построена в рамках празднования 400-летия дома Романовых, которое будет отмечаться в 2013 году (5 марта и 21 февраля по новому и старому стилям соответственно). "В Чувашии хранится уникальный и дорогой вещественный памятник, связанный с династией Романовых: бренные останки бабушки первого царя династии - Марии Шестовой", - сказал Николай Федоров, подчеркнув, что "часовня должна быть не рядовой, а исторической и интересной". При этом было высказано мнение, что она станет одним из самых интересных и посещаемых объектов не только горожан, но и туристов со всего мира.

ИА REGNUM. По некоторым признакам, сейчас можно говорить о второй волне интереса к этой теме уже со стороны новых властей. Известно, вопрос о строительстве часовни обсуждался на встрече нынешних высокопоставленных чиновников с духовенством, глава региона Михаил Игнатьев упоминал об этой странице истории в беседе с заместителями полномочного представителя президента РФ в ПФО.

Да, можно сказать, что интерес у новой власти есть, но пока, видимо, недостаточной сильный, чтобы что-то сдвинулось с места... Два года назад, когда меня назначили наместником Свято-Троицкого мужского монастыря, ко мне обратилась группа людей из интеллигенции с просьбой поднять вопрос о строительстве часовни. О том, что в Чебоксарах была пострижена в инокини бабушка первого русского царя и умерла здесь же, я не знал. Стал входить в курс дела. Был создан Общественный совет, куда вошли 12 человек: это представители разных сфер деятельности - историки, краеведы, искусствоведы, священники и просто люди, заинтересованные в этом благом деле. Основная его цель - содействие в строительстве часовни. И мы пытаемся дать новую жизнь идее, вдохнуть огонь в этот проект. Дай Бог, чтобы это у нас получилось, говоря "у нас", я имею в виду прежде всего общественность. Сегодня вопрос строительства часовни бабушки первого царя - по-прежнему, на стадии проекта. Кто и где будет строить, откуда деньги - эти вопросы пока просто обсуждаются городскими властями, в администрации президента. И хорошо. Потому что главное в любом деле - желание, тогда всё по плечу. Мы же выступаем как советники, духовные помощники.

Стоит отметить, что в альманахе, выпущенном к 445-летию со дня основания Чебоксарского Свято-Троицкого православного мужского монастыря, опубликовано два открытых письма от имени наместника обители архимандрита Василия (Паскье). Одно из них адресовано министру культуры Чувашии, другое - главе администрации Чебоксар. К министру наместник обращается с просьбой поддержать инициативу духовенства и общественности по созданию в исторической части города культурно-православного комплекса, в том числе по строительству часовни в память о Марии Шестовой, бабушке первого царя династии Романовых Михаила Фёдоровича, которая была сослана в Чебоксары, пострижена в инокини игуменом Свято-Троицкого монастыря Иоанникием и после кончины захоронена в склепе Собора Никольского монастыря". В 2011 году исполняется 410 лет этим историческим событиям, а в 2013 году отмечается знаменательная дата в истории Отечества - 400-летия Дома Романовых. В обращении к руководству города выражается озабоченность, что "проектирование и привязка часовни на территории сквера им. Константина Иванова в настоящее время не ведётся, что вызывается озабоченность духовенства и общественности города".

ИА REGNUM. Насколько нам известно, Вы, как француз, начали вести переговоры с посольством и с представителями Дома Романовых.

Да, были звонки от Ольги Николаевны Куликовской-Романовой - вдовы великого князя Тихона Николаевича Куликовского-Романова, родного племянника последнего российского императора. Она полностью поддержала идею. Этот вопрос я поднимал и на встрече с министром культуры России Александром Авдеевым, который также поддержал инициативу. Он сам знаком с членами семьи Романовых, которые живут за границей. Однако министерство не строит религиозные объекты, оно может только оказать содействие в реставрации памятников, поэтому нужно искать другие финансовые источники.

ИА REGNUM. Часовня будет больше историко-культурным объектом или, в первую очередь, религиозным?

Часовня - это памятник истории и культуры, он не будет иметь приходской нужды, но религиозное использование будет. Здесь можно будет проводить обряды и даже служить божественные литургии. Создание часовни важно, прежде всего, для истории, для нас всех, ныне живущих, а также будущих поколений. Мы обязаны знать историю государства, историю церкви - славную и трагичную одновременно. И было бы исторически справедливо это место увековечить часовней. Поэтому здесь, на мой взгляд, сама власть должна заниматься. А мы только советники, мы поможем подсказать, как должно быть, знаем, как надо строить часовни. Сам факт существования часовни будет полезен не только для города Чебоксары, но и Чувашии.

Часовня будет одним из связующих звеньев, объединяющим людей. Я думаю, что нужно уходить от начального вопроса - это шире, чем просто история города. Не нужно забывать, что Чебоксары - русский город, связанный с историей России. Чувашия без России не сможет существовать. И развитие республики возможно только в рамках развития России. Здесь не должно быть национального вопроса, ведь Россия - мозаика из разных народов, это богатство страны. И живущие здесь народности объединяет история России. В том числе Дом Романовых. Единение сегодня очень необходимо. В своём время вокруг царя объединились представители разных национальностей. А сегодня есть тенденция разделения на мелкие национальности. Но, разделяясь, каждый этнос теряет свою силу.

ИА REGNUM. Сейчас очень много говорят о брэнде города, о туристической и инвестиционной привлекательности. Думается, проект может представлять огромный интерес ещё и с этой точки зрения.

Да, это было бы полезно и с туристической точки зрения. Если всё сделать грамотно, то туристам будет очень интересно. И тогда этот проект может стать ещё и источником дохода. Но в любом случае в данном вопросе следует руководствоваться не финансовыми расчётами, потому что прибыль - не самое важное, а советники - как главы города, так и президента, порой не всегда могут увидеть интерес. Накануне ещё более глубокого кризиса ищут источники доходов, но надо искать ответы на то, как жить дальше. А чтобы понять, как жить дальше, надо вспомнить, как жили наши предки, возвратиться в историю. Кто знает, откуда он пришёл, будет знать, куда идти. Недавно я слушал выступление одного эколога, его слова очень точно обрисовывают то, чем может закончиться гонка за доходами. Он сказал, что если мы будем жить дальше так же, как сейчас, то есть потреблять, думать только о деньгах и как их побольше заработать, игнорируя при этом повальное загрязнение природы и окружающей среды, то завтра мы останемся с деньгами, но без чистой воды и еды. Вы попробуйте есть деньги.

ИА REGNUM. Согласно архивным данным, Чебоксарский Никольский женский монастырь, где была пострижена Мария Шестова, находился на территории сквера К. Иванова. Сейчас некоторые историки полагают, что останки находятся на том месте, где стоит памятник чувашскому поэту. Какие варианты места строительства часовни предполагаются, какова вероятность переноса памятника, ведь существуют примеры, когда скульптурные сооружения переносились?

Рассматриваются несколько вариантов, но всё, как я уже говорил, в режиме обсуждения. Точное место не определено, но планируется построить на территории сквера К.Иванова, не затрагивая памятник.

ИА REGNUM. Как уже сообщалось, в 2013 году будет отмечаться знаменательная для российской истории дата - 400-летие Дома Романовых. У Чувашии есть великолепный шанс вписаться в программу празднования: было бы логичным, если бы к этой дате в Чебоксарах появилась часовня бабушки первого царя.

Моё убеждение в том, что всё зависит от желания. При желании и наличии упорства всё возможно. Конечно, финансовых расчётов по часовне мы не делали, стоимость может быть разной - она зависит от многих факторов. К примеру, в Алатыре четыре года назад мы начали строительство деревянного храма в женской колонии, и он обошёлся в 4 млн рублей. В 2012 году мы, даст Бог, ждём визита патриарха Кирилла. Было бы неплохо, если бы Святейший заложил здесь и освятил первый закладной камень в основании часовни, а в 2013 году освятил её.

ИА REGNUM. Строятся ли сейчас новые религиозные объекты?

Да, выше Введенского собора начато строительство деревянного храма в честь иконы Божией матери Владимирской. Он тоже связан с историей города, с его основанием: раньше на этом месте стоял одноимённый деревянный храм, мы его возрождаем. К сожалению, изображения храма нигде сохранилось, поэтому архитектурно это будет новый проект. Храм в честь иконы Божией матери Владимирской также непосредственно связан с историей Чебоксар, с основанием города. Когда сюда приезжал святитель Гурий, он подарил городу икону Божией матери Владимирской как своё благословение этой земле. И потом для иконы построили этот небольшой храм.

Справка

В 1598 году на русский престол взошёл царский шурин, боярин Борис Годунов. По своей подозрительности и мнительности он немногим уступал Грозному. И, взойдя на престол, принялся сводить личные счёты с боярами, в том числе под опалу попал род бояр Романовых. Известно, что племянник царицы Анастасии, первой супруги Ивана Грозного, боярин Федор Никитич Романов, также был пострижен в монашество с именем Филарет. Как и его супруга, боярыня Ксения. Борис не пожалел даже мать Ксении - престарелую Марию Шестову из рода бояр Шестовых, происходившую из княжеской династии Всеволода Большое Гнездо. Годунов сослал её в Чебоксарский Никольский женский монастырь. Тогда это была практически окраина государства. 2 августа 1601 года игумен Троицкого монастыря Иоаникий и игумения Никольского женского монастыря Феодосия совершили обряд пострижения в инокини опальной Марии Шестовой, бабушки первого русского царя из династии Романовых - Михаила Федоровича.

Сам Чебоксарский Никольский женский монастырь предположительно был основан в 1584 году при казанском архиепископе Тихоне втором. Он располагался между деревянным Чебоксарским кремлём и Свято-троицким мужским монастырём. Монастырь просуществовал в Чебоксарах до 1764 года: в связи с изданием указа императрицы Екатерины II о секуляризации монастырских и церковных земель, Никольский женский монастырь был передан приходской общине, и до первой половины XX был приходским храмом. В результате революции и послереволюционных гонений от монастыря нам практически ничего не осталось, на этом месте долгое время был пустырь.

Вопрос о точном месте захоронения инокини Марии был поднят в 1913 году, в связи с подготовкой к 300-летию Дома Романовых. В январе 1913 года под руководством начальника канцелярии Казанской губернии М.В.Стрижевского и управляющего Казанской и Свияжской епархией архиепископа Анастасия были произведены раскопки, подтвердившие, что "инокиня Мария Шестова, находясь в ссылке, жила, скончалась, погребена и покоится в недрах Казанской земли, в г.Чебоксары в склепе под придельным храмом Святого Николая". Документы, подтверждающие это, хранятся в историческом архиве Чувашской Республики. В частности, в них отмечается, что сохранился череп, каштановые волосы, украшения в них в виде бабочки, а также мантия, чётки, монашеские ботинки. Комиссия, составив акт о вскрытии, переложила останки в новый гроб, который был вновь захоронен на прежнем месте. Была отслужена панихида и на этом всё закончилось. Больше об историческом захоронении ничего неизвестно.

Памятником пребывания в Чебоксарах Марии Шестовой стала икона-парсуна "Житие Царевича Димитрия" со сценой трагического события 1591 года в Угличе (убийство сына Бориса Годунова - царевича Димитрия). Полагают, что образ невинно убиенного царевича заказала Мария Шестова и хранила в своей келье, протестуя против воцарения Бориса Годунова и обвиняя его в цареубийстве. Сегодня этот образ является символом покаяния русского народа за невинную смерть царевича Димитрия Угличского. Икона-парсуна в настоящее время находится в чебоксарском храме Рождества Христова (на площади Республики). Ряд историков полагают, что подлинный образ был создан в Чебоксарах, но первая икона не сохранилась, до наших же дней дошёл список - наиболее древний из всех существующих, которая могла быть использована в качестве образца для последующих списков.

Архимандрит Василий (Паскье Пьер Мари Даниэль), родился 24 марта 1958 года в городе Шолэ западной Франции. Родители его, по национальности французы, были служащими. Пьер рос в глубоко верующей католической семье и был седьмым из девяти детей. В 1967 году семья осталась без мамы. Десятилетним мальчиком помогал в храме священнику во время воскресных богослужений и на повседневных ранних литургиях до школы, а в свободное время подрабатывал у отца в конторе в качестве курьера. В 1976 году, окончив общеобразовательный колледж (со специальным уклоном биологии и природоведения), ушел из дома для работы на ферме и поступил в сельхозтехникум города Кастелнодари, на юге Франции. В то время Пьера привлекло православное богословие. В 1978 году он поступил в Греко-католическую общину "Богоявления" города Лиму на юге Франции, где нес послушание помощника заведующего фермой. В 1979 году окончил сельхозтехникум по специальности: земледелие, животноводство, экономика. В армии не служил по религиозным убеждениям. В 1980 году принял постриг с именем Василий и в том же году был переведен в Греко-католический монастырь Иоанна Предтечи в Пустыне в Иерусалиме. Здесь часто останавливались паломники из России - знакомство с ними во многом определило его переход в православную веру. В 1994 году в Москве состоялось присоединение к православию иеродиакона Василия, и он был назначен на должность диакона к храму Рождества Христова с. Никулино Порецкого района Чувашской Республики, через год был - настоятель храма. Летом 1996 года назначен благочинным Свято-Троицкого мужского монастыря в Алатыре. Затем в течение пяти лет был духовником местного Киево-Николаевского Новодевичьего монастыря, а с 2003 года - настоятелем церкви Иверской иконы Божией Матери города Алатырь, которую восстанавливал. С ноября 2009 года - наместник Чебоксарского Свято-Троицкого мужского монастыря. Российское гражданство о.Василий получил в 1998 году. (Источник - сайт Чебоксарско-Чувашской епархии)

http://www.volgainform.ru/allnews/1449415/