Программа элективного спецкурса «История дома Романовых» для учащихся 10 классов.
«История дома Романовых»
для учащихся 10 классов МОУ «Гимназия № 1»
г. Чебоксары Чувашской Республики
Составлена учителем Дьяконовой Л. Г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа спецкурса «История дома Романовых» предназначена для углубления знаний по отечественной истории и для ознакомления учащихся 10-го класса с деятельностью историка — исследователя. Программа исходит из того, что на протяжении истории Россия оставалась монархией, монархическая идея — господствующей. Более 300 лет складывались черты русского абсолютизма. Предпосылки абсолютизма появились в обстановке острой политической борьбы второй половины XVI века в правление Ивана Грозного, но складывание системы единовластия, основных признаков самодержавия произошло в правление династии Романовых. В царствования Алексея Михайловича оно законодательно оформилось, при Петре Великом значительно укрепилось,при Екатерине II обрело «просвещенные» черты, достигло апогея при Николае I , пошатнулось и исчезло с исторической сцены при Николае II. В конце XX— начале XXI века вновь «монархическая ностальгия» набрала силу, и теперь в печати, на форумах глобальной сети мы взвешиваем: монархия или республика? До сих пор не угасает интерес к личности последнего венценосного русского императора Николая II и его семьи. В программе представлены различные точки зрения историков на проблему феномена российской монархии, дается обстоятельное описание символов царской власти, подробная справка родословной семьи Романовых и исторические портреты ее членов вплоть до современных прямых наследников Великих Государей, живущих в мире, что позволяет учителю раздвинуть границы школьного учебника истории Отечества. На примере горячей любви к Родине, самоотречения во имя блага России семьи последнего русского царя может воспитываться чувство патриотизма у современных старшеклассников. Материал программы содержит формулировки, помогающие учителю привлечь внимание учеников к нравственным категориям и понятиям, что будет способствовать формированию гармоничной личности учащихся. В основу программы положен проблемно — хронологический принцип, так как главным фактором при составлении разделов программы курса служили хронологические рамки. Разделы состоят из тем, характеризующих определенный этап жизни России. В программе даны указания на использование источников и научно - познавательной литературы по всем разделам спецкурса. Данный спецкурс может изучаться параллельно с курсом учебника «Россия и мир» ( авторы: О. В. Волобуев, В. А. Клоков и др.) в качестве факультативного или элективного на старшей ступени, либо отдельные темы могут использоваться при изучении истории в основном курсе. Он дает поле для дебатов, коллективного обсуждения спорных проблем русской истории, связанных с династией Романовых.
Цель спецкурса "История дома Романовых" — углубление и развитие знаний и умений учащихся по истории Отечества, развитие их исторического мышления и современного исторического сознания, воспитание ценностно-ориентированной личности. Курс должен содействовать успешной сдаче учащимися ЕГЭ по истории и способствовать выбору учащимися будущей профессии.
Для реализации этой цели необходимо:
• побуждать учащихся к анализу и оценке исторических событий.
• развивать умение аргументировать свои суждения через приобщение к научно — исследовательской деятельности;
• развивать умения составлять характеристику исторической личности;
•способствовать применению знаний учащихся в практической деятельности.
Спецкурс «История дома Романовых» базируется на концепции профильногообучения, он углубляет знания учащихся по истории, развивает познавательные возможности учащихся. Спецкурс рассчитан на 34 часа, однако его программа может корректироваться. Учитывая особенности школы, класса, уровень подготовки учащихся, учитель может изменять последовательность изучения материала, уровень его сложности, самостоятельно распределять часы и выбирать конкретные формы занятий. Этот спецкурс может служить основой для других элективных курсов в 11-м классе. Кроме того, изучение курса «История дома Романовых» поможет учителю подготовить учащихся к выполнению заданий типа «С» Единого государственного экзамена, связанных с анализом текста документа, заданий на сравнение исторических событий. Формы учебной деятельности представлены широко: от комбинированного урока до лекций, семинаров, групповой работы, проектной деятельности учащихся. Образовательным продуктом ученика являются: конспект, тезисы, исторический анализ, собственное решение научной проблемы, схема и др.
Формы отчетности учащихся по итогам освоения программы курса: реферат, выступление с созданием мультимедийных презентаций на гимназической научно — практической конференции и т. д.
ПРОГРАММА КУРСА
Раздел I. Феномен монархии.
Тема 1. Самодержавие в России. Монархия как институт управления. Истоки самодержавия. Отличия западного абсолютизма от русского самодержавия. Власть и собственность. Начало императорского времени. «Просвещенный абсолютизм». Апогей самодержавия. Последний оплот абсолютизма в Европе.
Тема 2. Монархическая идея в России. Монархия как духовный идеал. Становление монархической идеи. Позиции теоретиков монархической государственности. (Л. Тихомирова, К. Леонтьева, и др.). Ренессанс монархической идеи в современной России. Перспективы возрождения монархической идеи в России XXI века.
Тема 3. Символы царской власти. Эволюция коронационного обряда. Парадное одеяние русских царей. Скипетр, держава и другие регалии царской власти.
Тема 4. Государственный герб России. Основные концепции происхождения герба. От государевой печати к государственному гербу. Видоизменения государственного герба. Геральдические реформы. Герб РСФСР. Герб Российской федерации.
Тема 5. Государственный флаг России. Первые стяги. « Государевы большие знамена» Появление бело — сине- красного флага. Императорский штандарт. Реформы государственного флага России. День флага РФ .Тема 6. Государственный гимн России. История гимна в России: «Молитва русских», «Боже, царя храни», рабочая «Марсельеза», «Интернационал», «Государственный гимн СССР», «Государственный гимн РФ».
Раздел II. Дом Романовых.
Тема 7. Древний боярский род? Основные версии происхождения династии Романовых: русское происхождение, прусское происхождение, иные недоказанные версии. Родовое предание. Генеалогическое древо Романовых: Гланд Камбила Дивонович. Андрей Кобыла. Федор Кошка и его потомки. Роман Захарьин. Федор Романов. От Алексея Михайловича до Петра III . Гольштейн — Готторпская династия Дома Романовых: от Петра III до Николая II.
Тема 8. Первые цари из рода Романовых. Исторические портреты: Михаил Романов и другие претенденты на русский престол. Михаил Романов и Филарет. Алексей Михайлович в описании В. О. Ключевского. Алексей Михайлович и Патриарх Никон: история конфликта. Укрепление самодержавной власти. Федор Алексеевич — один из образованных правителей России.
Тема 9. Рождение империи. Петр Великий — реформатор. «Регулярное» государство Петра. «Всешутейший» царь — антихрист. Образ Петра Первого в литературе и кино ( А. Пушкин «История Петра», А. Толстой «Петр Первый», дилогия С.Герасимова «Юность Петра», «В начале славных дел» и др.)
Тема10. Великие женщины — правительницы. Софья Алексеевна — первая правительница из династии Романовых. Екатерина Первая, Анна Ивановна, Елизавета Петровна: личные качества, влияние на ход событий в государстве. Образ женщины в истории. Екатерина Великая: путь в Россию, великая просветительница, просвещенная монархиня, окружение императрицы.
Тема 11. Императоры России: от Павла Первого до Николая Второго. Тайны жизни и смерти : предсказания Павлу Первому, Николаю Второму о судьбе монархии, цареубийство в России. Павел I: конституционные мечтания, тиран- император , монарх-рыцарь, деспот и реформатор. Александр I и его эпоха. Николай I: обязанный царствовать. Александр II — царь — освободитель или символ застоя? Миротворец Александр III: « у России два союзника: армия и флот...».
Тема 12. Расправа. Празднование 300- летия Дома Романовых. Николай Кровавый или Николай Второй — венценосный мученик? Отречение от престола. Кровавая расправа. Канонизация русских царей. Мученики и исповедники российские.
Тема 13. Императорский Дом Романовых за рубежом. Перспективы монархической идеи в современной России. Члены Императорского дома в изгнании. Российский Императорский Дом сегодня. Романова Мария Владимировн - глава Императорского Дома Романовых — местоблюстительница российского престола.
Раздел 3. «Умом Россию не понять...»
Тема 14. «Умом Россию не понять...» Западники и славянофилы: история и современность. Монархия или республика? Знаменитые русские историки о династии Романовых. Российские и зарубежные исследователи истории Дома Романовых.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
При освоении содержания элективного спецкурса «История дома Романовых» гимназисты должны научиться следующим видам деятельности и умениям:
1. Уметь обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
2. Искать нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа и извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах;
3. Работать с текстами различных стилей, понимать их специфику;
4. Создавать собственные образовательные продукты с использованием мультимедийных технологий;
5. Пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания базы данных, презентаций результатов познавательной деятельности;
6. Владеть основными видами публичных выступлений.
ЛИТЕРАТУРА
Анисимов Е. В. Время Петровских реформ. Л., 1989.
Анисимов Е.В. Женщины на Российском престоле. Спб., 1997.
Буганов В. И. Петр первый и его время. М. , 1989
Борзаковский П.К. Императрица Екатерина Вторая Великая. М., 1991.
Великие государственные деятели России, М., 1995.
Васильева Л.Н. Жены русской короны. М, 1999.
Валишевский К. Первые Романовы. М., 1993.
Валишевский К. Дочь Петра Великого. Кишинев, 1995.
Дом Романовых. Под ред. Грабельского, Мирвиса А. Спб., 1992
Женщины в исторических судьбах России. Кострома, 1995.
Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в ΧVI – XVII столетиях, М., 1989
История России в лицах и датах. М., 1995.
Карпов Г.М. История России в лицах. Деятели петровской эпохи. М., Школа-Пресс, 2002.
Ключевский В. О. Исторические портреты. М. , 1993
Манько А.В. История России в лицах. Женщины на русском престоле. М., Школьная пресса, 2002.
Манько А.В. Выдающиеся деятели XIX в. М., Школьная пресса, 2003.
Манько А.В. Выдающиеся деятели XX в. М., Школьная пресса, 2004.
Морозова Л.Е. История России в лицах. Первая половина XVII века. М., Школа-Пресс, 2000.
Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. Издательство "Мысль", 1985.
Пашков Б.Г. Русь. Россия. Российская империя. Хроника правлений и событий. 1862–1917 гг. М., 1997.
Перхавко В.П. История России в лицах. IX – начало XVII века. М., Школа-Пресс, 2000.
Поликарпов В. С. История нравов России. От Алексея Михайловича до Николая ΙΙ. Запад или восток?. Ростов — на — Дону, 1995
Плотников И. Ф. Правда истории. Гибель царской семьи. - Екатеринбург, 2003.
Российские самодержцы. М. , Международные отношения, 1993
Россия под скипетром Романовых. 1613 — 1913. М., 1993
Сороткина Н.М. История России в лицах. Терра, 2003.
Соколов Н. А. Убийство царской семьи. М., 1991.
Чулков Г. И. Императоры. Психологические портреты. М., 1993.
Энциклопедия по истории России. Ариада, 1998–1999 г.
Энциклопедия по истории России. Русика, 2003 г.
Энциклопедический справочник школьника.
3. Краткая историография спецкурса.
В обширной литературе, посвященной истории Дома Романовых нет однозначной трактовки роли правителя- самодержца в истории России. Имеются крайние, полярные точки зрения. Задача современного историка- дать объективную оценку, как исторического пути России при Романовых, так и роли личности самодержца в истории страны. В авторитарных системах роль верховной власти велика. Но этот личностный фактор тех, кто «обречен был царствовать» представляется менее всего изученным и, следовательно, актуальным. Особенно интересными являются для исследователя вопросы особенности психологии, воспитания, влияния на них окружающих, менталитета общества. Как известно, для дореволюционной и эмигрантской историографии характерно возвеличивание роли самодержцев, а для политизированной советской историографии характерно нигилистическое отношение. Из обширной списка литературы хочется особо выделить серию очерков «Российские самодержцы» (М., 1993) о жизни и деятельности пяти последних императоров. Авторы данных очерков пытаются воссоздать особенности личности монархов. При этом очерки различаются по подходам: даются психологические личностные характеристики, а также анализ их государственной деятельности. Радует, что авторы пытаются воссоздать человеческий облик самодержцев в реальной обстановке. «Чтобы понять исторический персонаж, нужно установить глубинные нравственно- психологические причины, импульсы, которые обусловили поведение и поступки, понять человека, а затем рассматривать его в политическом действии…»*(Российские самодержцы М., 1993 с. 25) .Настоящим сокровищем для учителя и учащихся является биографический справочник П. Грабельского и А. Мирвиса «Дом Романовых». Здесь обобщены и систематизированы в хронологическом порядке сведения о членах царствовавшего Дома, их предках и родственниках начиная с боярина А. Кобылы до нащих дней. В «приложении» есть разделы, освещающие вопросы о порядке престолонаследия, принятом в Доме Романовых, составе и истории императорского титула, российском дворянстве, духовенстве, орденах, регалиях. Членах и званиях, титулах и должностях московского государства и Российской империи. Книга содержит родословные таблицы дома Романовых. Авторы «поставили перед собой цель дать систематизированное изложение родословной, идя от персоны к происходящим событиям...». В 90-х годах XX века вышел ряд сборников, где содержатся психолого — политические портреты российских государственных и общественных деятелей. Это : «Великие государственные деятели России» ( М.,1993), «Российские реформаторы XIX - XX вв» (М., 1995), Чулков Г. И. «Императоры. Психологические портреты» (М., 1993), Пресняков А. Е. «Российские самодрежцы». Данные работы помогут учителю провести интересные беседы о российских императорах. Полезными для учителя станут книги В. С. Поликарпова «История нравов России. От Алексея Тишайшего до Николая II . Запад или Восток?» (Ростов- на — Дону, 1995), И. Е. Забелина «Домашний быт русских царей в ΧVI – XVII столетиях», в которых рассказывается о быте царских семей, двора, дворянства, об истории возникновения, постройке, перестройках государева дворца, о внешнем виде и внутреннем убранстве дворца.
Репринтное издание книги «Россия под скипетром Романовых. 1613 — 1913» (М., 1990) дает описание событий отечественной истории за 300 лет существования Дома Романовых. Замечательные «Исторические портреты» В. О. Ключевского, признанного мастераслова, помогут учащимся и учителю получить интересные сведения о царе Алексее Михайловиче, Петре Первом, императрице Екатерине Великой и других царственных особ. Разные аспекты жизни России XIX века анализируются в работах А. Н. Сахарова «Александр Ι”(М., 1998), С. В. Мироненко «Страницы тайной истории самодержавия. Политическая история России первой половины ΧΙΧ столетия», (М.,1997).Жизни императора Александра ΙΙΙ посвящена монография А. Н. Боханова «Александр ΙΙΙ”(М,. 1998). Монография И. Ф. Плотникова «Правда истории. Гибель царской Семьи» (Екатеринбург, 2003)- плод многолетних исследований автора. Известный уральский ученый предлагает читателям детальный исторический анализ как новых, так и уже изданных документов и материалов о тайной подготовке, совершении убийства и попытках захоронения жертв ипатьевского дома. В книге представлена обширная библиография. Российский историко — публицистический журнал «Родина» ( №1, 1993) посвятил специальный выпуск «Дому Романовых — 380 лет. Неизвестные страницы.» , где представлены материалы о эволюции монархической идеи в России, о ее императорах, родословной российского герба, флага, об истории орденов в России и последнем величии Императорского Дома. На страницах журнала размешены отрывки из работ исследователей феномена русской монархии Тихомирова Л. А. , Леонтьева К. Н., Соловьева В. С., материалы о самозванцах в России, прекрасный иллюстративный ряд. Огромный потенциал для творческой деятельности учителя дают публикации источников по теме: записок, дневниковых заметок, семейных хроник, воспоминаний, мемуаров, переписки российских государственных деятелей и их окружения («Хрестоматия по истории. В 4 т.» (М.,1994), «Хрестоматия по истории России. Учебное пособие / Сост. А. С. Орлов и др.» (М..2004)
Современный педагогический процесс невозможно представить без использования для подготовки к урокам цифровых образовательных ресурсов. В образовательном процессе используются электронные учебники: «Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия. До ΧΙΧ века» (М.,2004), Антоновой Г. С., Харитонова А. Л., Данилова А. А. Косулиной Л. Г. «История России: ΧΧ век. Компьютерный (мультимедийный) учебник. (М., Клиософт, 2008), образовательные ресурсы сети «Интернет» ( к примеру, ряд ссылок : Виртуальная библиотека исторического факультета МГУ, Официальный сайт Императорского Дома Романовых за рубежом и т. д. ), энциклопедии «Династия Романовых» на сервере «Россия — он — лайн», электронная пресса «Российский электронный журнал «Мир истории», «Родина» , журналы «Преподавание истории в школе» и др., CD диски «Энциклопедия истории России 862 — 1917» ( М., «Коминфо» , 2008) «Династия Романовых» - CD-ROM – история России с 1613 по 1917 гг., где представлено 800 статей, 700 иллюстраций, видеоматериалы, анимация ( материал разделен на три части «Цари и императоры», «Хронология», «Сокровища оружейной палаты». В кратком обзоре невозможно охватить то богатство учебной и дополнительной литературы, которая может быть обеспечением данного спецкурса. Главное, что у учителя и учащихся есть поле для исследовательской деятельности и им в помощь изданы замечательные исследовательские материалы.
4. Методические приемы изучения курса.
Преподавание истории является творчеством. Каждый учитель должен осознавать это, найти свои пути к сердцам, умам ребят. При этом в каждом ребенке видеть личность. Перед учителем стоит важная задача развития творческого мышления учащихся, формирование умений поиска, анализа , оценки полученной информации. Главная цель – привить устойчивый интерес к историческому прошлому России.
Работая в старших профильных классах гимназии, учитель ведет постоянный поиск наиболее востребованных, действенных методик преподавания. При изучении материалов элективного курса по истории необходима особая система преподавания- «комплекс дидактических условий, предполагающих определенную последовательность педагогических действий по организации и управлению учебной деятельности учащихся»* - разновидность модульно – блочной системы .
Такая система помогает акцентировать внимание старшеклассников на изучение главного в содержании исторического материала, помогает более четко организовать их умственную деятельность, при которой укрепляется мотивация учащихся к познанию.
В организации работы учителя и ученика выделяются несколько этапов в каждом из трех разделов курса:
На первом этапе, после установочной беседы с учениками, где учитель дает информацию о порядке работы, о предполагаемых образовательных продуктах в соответствии с поставленными целями, о форме контроля и оценивания работы ученика, дается опережающее задание. Такая установка дается перед изучением каждого из трех разделов. Ученики получают представление о новом материале, который необходимо будет изучить, знакомятся с библиографией по разделу, учитель пытается заинтриговать ученика. Задача учителя – удивлять! Чтобы повысить интерес к учебному материалу нужно ставить привлекательную цель. «Ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное»
Учитель пытается найти такой угол зрения, при котором обычное становится удивительным. Так, к примеру, перед изучением первого раздела курса «Феномен монархии», учитель может сказать следующее: «Вам известно, что существует особый обряд коронации монархов. Но знаете ли вы, что символизировала корона на голове монарха у нас в России? (Сделав паузу, учитель продолжает) В Византийской империи, а затем и у нас в России считалось, что сам Бог вручил императору высшую власть над христианскими подданными, и монарх несет ответственность перед ним за судьбы людей, за страну в целом. Пышный обряд коронации подчеркивал божественное происхождение власти, а корона была символом тернового венца Христа…»
Удивительное порой способно удерживать интерес ребят к теме в течение длительного периода времени. Учителю важно иметь целую «картотеку удивительного», чтобы интриговать учеников, оживлять их интерес к изучаемым проблемам. Ее можно вести в виде папок и разместить на компьютере. Если карточек слишком много, можно создать каталог карточек.
Второй этап - этап входного тестирования. Цель этапа: получить представление о базовых знаниях учащихся по истории Отечества. Тест может включать элементы ЕГЭ по истории. Учителю важно знать стартовый уровень учеников для того, чтобы разделить их на творческие группы, исходя из их уровня знаний, чтобы подготовить для них индивидуальные задания, стимулировать их деятельность через постановку немного завышенных целей.
Третий этап - основной. Он предусматривает лекционные, семинарские занятия, самостоятельную исследовательскую работу, лабораторно- практические занятия с источниками (документами, статистическими данными, картой, схемами). Здесь возможны уроки- конференции, диспуты. На этом этапе идет и непосредственная подготовка к олимпиадам по истории. К примеру, учитель предлагает работу с изображениями личностей царственных особ, ученых исследователей феномена монархии в России, репродукциями картин и т. д. Ученикам необходимо собрать их в группы по несколько изображений в каждой, определить критерий и сделать подписи к ним.
Также можно выполнить следующее задание на определение терминов:
№ |
Термин |
Определение |
1 |
Лес - -ица |
Определенный порядок старшинства между рядами, порядок замещения престола у князей Рюриковичей. |
2 |
Де - - -отия |
|
3 |
- - - -стия |
Ряд происходящих от общего предка монархов, сменяющих друг друга на престоле по праву родства. |
4 |
Д - -маты |
|
5 |
- - - ерия |
Могущественное монархическое государство, монарх которого носит титул - - - и ли крупнейшая колониальная держава. |
6 |
- - - хронизм |
Пережиток старины, устаревший взгляд или обычай. |
7 |
Ун - - -кация |
Приведение к единой системе, форме |
8 |
Р - - -лии |
Символы царской власти |
9 |
Ф - дера - - - |
|
10 |
С -кул - ризация |
Учащиеся на данном этапе проявляют свое творчество: работают над созданием мультимедийных презентаций, пишут эссе.
Четвертый - отчетный этап. Он предусматривает защиту творческих работ: докладов, рефератов, а также создание выставки сочинений, создание плакатов, защиту проектов по истории, интегративных и творческих проектов. К примеру, темами проектов могут быть следующие: «Царь Алексей Михайлович в исследованиях В. О. Ключевского, С. М. Соловьева, М. Н. Покровского», « Монархическая идея в России в творчестве Л. А. Тихомирова, В. Л. Соловьева, К, Н, Леонтьева», «А. С. Пушкин – историк», «Путеводитель по царским покоям» и др.
Пятый этап - повторительный. Закрепление изученного материала. Оценка проделанной работы.
Так как отметка за прохождение элективного курса может и не ставиться и ЕГЭ по нему не сдается, имеется проблема оценивания. В повседневной практике работы учителя оценка ассоциируется с отметкой в журнале за работу ученика. Оценка напрямую касается учебного труда, является значимым для ребенка результатом достижений.
Оценка – систематический процесс, определяющий достоинства и ценность достигнутого. Два принципа необходимо учитывать в оценивании каждому учителю: оценка должна основываться на поставленных целях и показывать степень успешности их выполнения; нужно стараться быть как можно более объективным. Оценке подлежит процесс и результаты (образовательные продукты). Существует два вида оценок - промежуточная и итоговая оценки.
Отметка – балльная или какая- либо другая качественная характеристика оценки. При изучении курса учитель, думается, может использовать особые виды оценок - зачетную систему или рейтинговую форму отметки.
Использование оценок как обратной связи - необходимость для ученика, который нуждается в информации об эффективности своей работы. Оценка должна способствовать созданию положительного эмоционального фона на учебных занятиях.
5. Типы и виды уроков спецкурса.
Урок - часть учебного процесса, где учитель реализует образовательные, развивающие и воспитательные задачи при помощи определенных выбранных учителем средств и приемов. Каждый урок, являясь элементом процесса обучения и системы содержания курса, входит в тот или иной тип — группу уроков, имеющую определенные интегральные черты. Тип урока влияет на качество обучения и развития учащихся. В дидактике и частных методиках существуют разные подходы к типизации уроков: по ведущему методу, по звеньям процесса обучения, по цельности учащихся и др. В методике преподавания истории наиболее распространена классификация по звеньям процесса обучения: 1) урок, содержащий все звенья процесса обучения,— комбинированный или составной урок; 2) урок изучения нового материала 3) повторительно - обобщающий урок; 4) урок проверки учета знаний. Методисты считают ее наиболее продуктивной, так как она ясно определяет основную дидактическую задачу каждого урока, позволяет определить целесообразную структуру системы уроков по типам, но , вместе с тем, довольно узкой. Очень важно уделять самое серьезное внимание формированию умений и навыков. Очевидна необходимость введения специальныхуроков по выработке умений и навыков (лабораторные)в самостоятельную систему особенно в старших классах. Особый тип урока представляют семинарские занятия по истории .
Виды уроков. Каждый из названных типов уроков в зависимости от характера деятельности учителя и учащихся и используемых источников знаний подразделяется на уроки различного вида. При этом вид урока определяется основным методом организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и преобладающим на данном уроке источником знаний. Так, уроки изучения нового материала имеют следующие виды: лекция, беседа, самостоятельная работа- с учебником или с текстом исторического документа, кино- или телеурок, урок-экскурсия, семинарское занятие. Повторительно - обобщающие уроки могут быть посвящены обобщению и систематизации знаний по отдельной теме, или проблеме курса, или же итоговому повторению основных тем. Различны и виды таких уроков: развернутая беседа с классом, обзорная лекция учителя, семинарское занятие, урок — экскурсия. Наиболее распространенным типом урока является комбинированный. При этом виды его могут различаться. Семинарские занятия играют важную роль в старших классах. Наиболее характерные черты таких уроков: предварительное углубленное изучение учащимися рекомендованной учителем литературы и подготовка сообщений по основным вопросам семинара; коллективный разбор, на занятии заранее поставленных вопросов; коллективное обсуждение сообщений, подготовленных учащимися. Уроки, целиком посвященные изучению нового материала (лекции), и уроки семинарского типа, открывающие возможности для всех видов самостоятельной работы учащихся, применения их знаний и умений в новых ситуациях, должны занять одно из главных мест среди других типов уроков. Семинарские занятия характеризуются большей, чем любой степенью самостоятельности учащихся. За неделю до семинара учитель сообщает классу его тему, дает план и перечень основных источников знаний для подготовки. Некоторые вопросы, требующие углубленного освещения, по поручению учителя готовят заранее отдельные ученики. На семинаре по своему желанию или по вызову учителя учащиеся освещают основные вопросы плана. Класс участвует в их обсуждении. Заслушиваются и обсуждаются подготовленные сообщения, содержащие дополнительную информацию по теме семинара. В заключительном слове учитель оценивает качество подготовки учащихся к семинару и обобщает главное в его содержании. Уроки-семинары успешно осуществят все свои задачи, если у учащихся будут сформированы на достаточно высоком уровне необходимые для таких занятий умения. Наиболее интенсивно они отрабатываются на специальных уроках применения знаний и формирования умений. В практике преподавания такие уроки называют лабораторными. Основное время такого урока учащиеся работают самостоятельно по теме урока с указанными учителем источниками учебной информации. Учитель осуществляет преимущественно управленческую функцию, организуя работу учащихся. В завершающей части урока учителю необходимо оценить его результативность, чтобы на последующем уроке подобного типа еще раз закрепить те или иные умения, слабо усвоенные на данном уроке, или включить новые, более сложные умения .Самостоятельно работая на уроке с текстом учебника, историческим документом, наглядными пособиями, материалами периодической печати, учащиеся устно или письменно формируют и закрепляют умения анализировать и выделять главное, обобщать, сравнивать, делать выводы, устанавливать взаимосвязи между явлениями и событиями, давать им нравственную и правовую оценку. В процессе лабораторных уроков вырабатываются умения извлекать информацию из текстовых и вне текстовых компонентов учебника и других источников, оформлять план, тезисы, рефераты и т. д. В Х—XI классах наряду с уже отмеченными типами применяются такие формы, как собеседование, консультации. Они открывают возможности как для проверки знаний и умений, так и для индивидуального обучения.
Ниже представлены примеры варианты организации наиболее часто применяемых видов уроков.
А) Лабораторная работа (на примере изучения темы «Монархическая идея в России» по методике Вяземского Е.Е. , Стреловой О. Ю.)
Класс ____ Тема_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Документы____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вид документов___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обоснование__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цели лабораторной работы по документам
Данная работа проводится в группах. Вид документов: отрывки из монографий ученых XIX – XX вв: Л. Н. Тихомирова «Монархизм и государственность», К. Н. Леонтьева «Византизм и славянство», Соловьева В.С «Россия и вселенская церковь». Обоснование лабораторной формы учебного занятия: после лекционного материала, представленного учителем на первом уроке по теме , целесообразно углубить знания учащихся, конкретизировать учебный материал.
Цели работы: формирование умения работы в команде, закрепление навыка работы с историческими документами, углубление знаний по теме.
Исходя из целей урока, создается три группы, при этом учитель учитывает мнение учеников и корректирует состав группы с целью их наибольшей работоспособности. Весь материал документа заготовлен на отдельных карточках .
Распределение времени:5 минут на организацию групп, 15 минут на самостоятельную работу в группах, 5 минут для представления результатов Последние 5 минут — комментарии учителя и обобщающая беседа.
Карточка — инструкция для учащихся ( 1 группа).
А: Источник: отрывок из монографии Л. Н. Тихомирова «Монархическая государственность».
Б: Вопросы и задания для самостоятельного изучения источника:
1. Представьте в краткой форме автора монографии, используя предложенные материалы и знания по истории.
2. Почему автор считает, что Россия в 1905 году находилась в «Смутном положении». Приведите аргументы автора.
3. Каков прогноз автора по поводу окончания смуты?
4 Почему автор считает, что система исполнительной власти в России изменится?
5. Автор приводит сопоставление последствий смуты XVII и н. XX века. Представленный материал заполните в виде таблицы.
6. Почему русский человек, по мнению историка, может быть либо монархистом, либо анархистом?
7. Покажите на конкретном примере из отрывка предложения, указывающие на народнические взгляды автора на русскую историю, на общину.
В: Образец письменного оформления отдельных заданий:
1. Сведения об авторе. Заполните таблицу по образцу:
Ф. И. О. автора |
Название монографии |
Дата создания монографии |
Партийная принадлежность автора |
2.Заполните таблицу, используя источник и знания по истории.
Вопросы для сравнения |
Смута ΧVII века |
Смутное время н. ΧΧ века |
1. Внешнеполитическое положение России в н. XX века |
||
2. Внутриполитическое положение России. |
||
3. Судьба монархии. |
||
4. Последствия Смуты |
||
5. Роль народа в преодолении Смуты |
||
6. Религиозное чувство народа |
3. Выпишите и объясните исторические понятия и термины, которые использовались автором.
4. Обобщите весь изученный материал и предложите выводы для заключительной беседы.
Карточка — инструкция для учащихся (2 группа).
А: Источник: отрывок из монографии К. Н. Леонтьева «Византизм и славянство».
Б: Вопросы и задания для самостоятельного изучения источника.
1. Представьте в краткой форме автора монографии, используя предложенные материалы и знания по истории.
2. Как вы понимаете слово «Византизм?». Попытайтесь объяснить в чем смысл названия работы «Византизм и славянство»?
3. Используя документ и знания по истории покажите последствия падения Византийской империи в 1453 году для западной цивилизации и для Востока.
4. Почему в Европе бы возможен период расцвета -Возрождение в 15 веке, а в России это случилось значительно позднее?
5. Автор приводит сопоставление влияния византизма на Западную и Восточную Европы. Заполните таблицу по представленному образцу.
6. Что такое «аристократическое начало»? Какого его влияние на Россию?
7. На основании чего автор считает, что у России свой путь развития? В чем сила Руси? Дайте свою оценку утверждению, что « ...у ней особенная стать в Россию можно только верить...»
В: Образец письменного оформления отдельных заданий.
1. Сведения об авторе. Заполните таблицу по образцу:
Ф. И. О. автора |
Название монографии |
Дата создания монографии |
Какому течению общественной мысли принадлежит автор |
2. Заполните таблицу, используя источник и знания по истории.
(к вопросам №3, №4, №5)
Вопросы для сравнения |
Византизм и Западная Европа |
Византизм и Восточная Европа |
1. Последствия падения Византии |
||
2. Начало эпохи Возрождения. |
||
3. Отношение к религии |
||
4. Форма правления |
||
5.Родовое чувство и аристократическое начало |
||
6. Религиозное чувство народа |
3. Выпишите и объясните исторические понятия и термины, которые использовались автором.
4. Составьте схему «Самобытность Руси: основные признаки».
5.Обобщите весь изученный материал и предложите выводы для заключительной беседы.
Карточка — инструкция для учащихся ( 3 группа)
А Источник: отрывок из работы В. С.Соловьева «Россия и вселенская церковь» .
Б. Вопросы и задания для самостоятельного изучения источника:
1. Какую церковь называют вселенской?
2. Что подразумевает автор под первой общественной властью?
3. Что подразумевает автор под второй общественной властью?
4. Какова задача исторической науки по мнению автора?
5. Каково призвание христианского государства?
6. Что нужно сделать для объединения церкви и государства?
Почему, по мнению автора, это дело будущего?
В. Образец письменного оформления отдельных заданий.
1. Сведения об авторе. Заполните таблицу по образцу:
Ф. И. О. автора |
Название монографии |
Дата создания монографии |
Какому течению общественной мысли принадлежит автор |
2. Заполните таблицу, используя источник и знания по истории.
Вопросы для сравнения |
Церковь |
Государство |
1. Первая власть |
||
2. Вторая власть |
||
3. Представители власти |
||
4. Идеальное сочетание институтов власти |
||
5.Основные задачи институтов власти |
||
6. Перспектива развития институтов власти |
3. Выпишите и объясните исторические понятия и термины, которые использовались автором.
4.Обобщите весь изученный материал и предложите выводы для заключительной беседы.
Б) Лекция ( на примере изучения темы «Самодержавие в России »)
«В основе современной методики чтения лекций лежит проблемно- концептуальный подход, при котором используются приемы и средства, не дающие готовых и бесспорных ответов на поставленные вопросы... Формы лекционных записей сводятся к тезисам и конспектам и в каждом конкретном случае рекомендуются аудитории учителем... Тему лекции желательно сформулировать ярко, интригующе, проблемно, дискуссионно...» (Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова «Методика преподавания истории в школе. М., Владос, 1999). Выше названные требования к лекционному материалу вполне применимы при чтении материала элективных спецкурсов по любому предмету , особенно по истории.
Ниже представлен вариант организации лекции по истории.
Класс _______ Тема_____________________________________________________
Вид лекции_____________________________________________________________
Обоснование лекционной формы учебного занятия___________________________
__________________________________________________________________
Цели:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Опережающее задание:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
План лекции |
Приемы и средства лектора и слушателей |
Рекомендуемая литература________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Познавательное задание__________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Задание для первичного повторения, систематизации и обобщения новых знаний и умений, проверки знаний и умений, сформированных на лекции, диагностики интереса и отношения учащихся к теме лекционного задания (нужное подчеркнуть)
Рассмотрим возможности применения данного шаблона на примере одной из лекций спецкурса. Тема: «Самодержавие в России». Вид лекции: вводная лекция с элементами беседы. Данная форма урока вполне целесообразна в начале изучения нового раздела. Она позволяет представить учащимся необходимый начальный багаж знаний по теме раздела. Цели: раскрыть сущность феномена монархии в России, показать эволюцию самодержавной власти, формировать устойчивый интерес к историческому прошлому Дома Романовых, воспитывая настоящих граждан — патриотов своего Отечества. Опережающее задание: используя интернет-ресурсы познакомиться с биографическими материалами о теоретиках монархической государственности в России. План лекции: 1) Принципы создания государственной власти и ее формы. 2) Что такое монархия? 3) Монархия как институт управления в России. Истоки самодержавия. 4) Самодержавие в России и абсолютизм на Западе. 5) «Просвещенный абсолютизм» 6) Апогей самодержавия 7) Последний оплот абсолютизма в Европе.
Рекомендуемая литература: ( см. приложение) Познавательное задание: « По мнению православных россиян считалось, что между Богом, царем и народом существует божественная симфония. Используя полученные на уроке знания и дополнительную литературу, объясните значение этого выражения.»
Задание для диагностики интереса и отношения учащихся к теме лекции: мини- опрос. Учитель заранее составляет анкету для учащихся, готовые шаблоны раздаются за несколько минут до конца урока. ( Примерные вопросы: назовите цели сегодняшнего урока, доступным ли был для понимания предложенный учителем материал, было ли вам интересно на уроке, чем это интерес по вашему вызван и т. д.)
В) Семинарское занятие.
В зависимости от дидактических целей и задач выделяют несколько видов семинарских заданий: тематический семинар, семинар обобщения с элементами изучения нового материала, семинар обобщения и систематизации исторических знаний и т. д.
Рассмотрим пример проведения тематического семинарского занятия. Ниже представлен вариант организации семинара.
Класс_______ Тема______________________________________________________
_______________________________________________________________________
Обоснование семинарской формы учебного занятия___________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цели семинара __________________________________________________________
План семинара:
1)
2)
3)
Литература для подготовки учащихся:
Индивидуальные творческие задания:
Дополнительные вопросы и познавательные задания:
Класс: 10. Тема: «Символы царской власти».
После изучения темы «Самодержавие в России» логично будет продолжить изучение материала раздела в виде семинара, так как материал довольно обширно представлен в учебной и дополнительной литературе, доступен для частично самостоятельного его изучения учащимися. Творческие группы учащихся способны распределить виды подготовительных работ: а) подгруппа, занятая подготовкой мультимедийной презентации, б) подгруппа, занятая поиском интернет ресурсов, в) подгруппа, занятая изучением учебной и дополнительной литературы.
Цели:
1) изучить, что представляли собой символы царской власти (в сравнении с регалиями монархий Европы), раскрыть основное назначение символов.
2) совершенствовать навыки и умения самостоятельного поиска учебного материала, систематизации и обобщения полученных знаний
3) продолжить формирование творческой личности .
План семинара:
1)Общее представление о регалиях царской власти в России и за рубежом.
2)От княжеского венца до императорской короны.
3)Скипетр и держава, как древнейшие символы власти.
4) Щит и меч .
5) Государственная печать
6) Государственный герб и флаг .
Литература для подготовки учащихся:
Грабельский П. Х., Мирвис А. Б. Дом Романовых. Биографические сведения о членах царственного дома, их предках и родственниках, Спб., 1992
Энциклопедия для детей. Т5 История России и ее ближайших соседей. Ч. 1 . От древних славян до Петра Великого. М., Аванта+, 1999
Творческие задания: каждой группе по итогам семинара составить отчет о проведенной работе, оценив положительные и отрицательные стороны ответов, учитывая замечания учителя. Допускается фото-и видеосъемка фрагментов занятия. Составить анкету для соседней группы, позволяющую ей оценить проведенное занятие.
Г) Нетрадиционные виды уроков истории.
В методической литературе встречается несколько вариантов классификации видов нетрадиционных уроков истории, среди них первенство имеют урок — игра, урок — суд, урок интеллектуальных раздумий, кино — видео уроки, «концерт», «экскурсия в музей» и др.
Формулировки тем уроков носят, как правило, оригинальную, нетрадиционную форму: «Самодержавие с человеческим лицом», « Новые русские» ( о реформах Петра Великого и т.д. В «Приложении» к методической разработке представлен конспект познавательной (интеллектуальной) игры по теме «Государственные символы России»
Заключение.
Завершить работу автору методической разработки хотелось бы словами замечательного педагога А. Гина: « Идеальная дидактика — это ее отсутствие. Ученик сам стремится к знаниям так, что ничто не может ему помешать...Идеальное управление — когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потому что хочет этого сам.» Такое представление об идеальной школе заставляет учителя постоянно поднимать планку требований к себе и учащимся, развиваться, находиться в постоянном поиске, совершенствовать свое методическое мастерство.
Представленная работа — попытка показать свое видение места и роли элективных курсов в преподавании истории, попытка обобщить свой накопленный дидактический и методический материал на примере элективного спецкурса «История Дома Романовых». Элективные курсы не только расширяют круг исторических знаний школьников, но и учат применять усвоенные знания на практике в решении практических и исследовательских задач, как в школьной жизни, так и в последующей самостоятельной жизни, помогают успешной социализации учащихся.
Использованные ресурсы:
http:// www.school.edu.ru
http://courses.spbbiz.ru
Баранов П. А. Профильное обучение, практическое занятие для системы постдипломного образования учителя истории/ Преподавание истории и обществознания в школе, №3, 2005, с. 25 -31.
Вяземский Е. Е. Стрелова О. Ю. Методика преподавания истории в школе. М., «Владос», 1999
Вяземский Е. Е. Модернизация школьного исторического образования в России. Ответ на вызовы времени.// Историческое образование в современной школе: Альманах/ М., 2004 Вып. №1
Вяземский Е. Е. Стрелова О. Ю. и др. Историческое образование в современной России: справочно — методическое пособие учителя. М.,2002
Вяземский Е . Е . Стрелова О. Ю. Методика преподавания истории в школе. М.,1999
Настольная книга учителя истории: нормативные документы, Методические рекомендации и справочные материалы / сост. Т. И. Тюляева, М.,2003
Гин А. А. «Приемы педагогической техники» М., «Вита — Пресс», 1999
Студеникин М . Т. Современные технологии преподавания истории в школе: пособие для учителя и студентов ВУЗов / М., «Владос», 2007
«Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область «История». М.: Вита-Пресс, 2004, с. 5–22.
Элективные курсы в профильном обучении. Министерство образования РФ: Сб. нормативных и методических материалов. М.: Вита-Пресс, 2004, 114
Приложение.
План — конспект урока- игры по теме «Государственные символы России»
Цели: развитие творческого мышления учащихся, обобщение и раскрытие знаний учащихся по теме, воспитание патриотов.
Оборудование: изображения герба и флага России, звукозапись гимнов России, презентации « Государственные символы России».
Тип урока: повторно — обобщающий урок, вид: интеллектуальная игра.
Описание подготовительного этапа: учащиеся делятся на три группы: красные, синие, белые в соответствии с триколором флага России.
Оценивание: учащиеся получают за активное участие и правильные ответы жетоны с изображением флага России. Команда- победитель получает отличные оценки.
Жюри: по 1 представителю от каждой команды. Учитель выполняет роль ведущего — консультанта.
Ход урока:
1) Вступительное слово учителя ( о правилах игры, ее основных турах)
2) Первый тур «Преславный орле...»
Учитель: У русских князей были личные знаки, они имели разную форму и изображения. Но самыми известными были знаки с изображением всадника, поражающего копьем змия и с изображением двуглавого орла. Внимание, вопрос:
откуда пришли эти знаки и что они символизировали?
(Идет обсуждение в командах, подводится итог ответа)
Учитель: Орел — наиболее распространенная древняя эмблема победы. В Древнем Риме полет орла — символ военного успеха. Существовала легенда о том, что Великий князь Московский Иван ΙΙΙ, женившись на Зое Палеолог заимствовал герб Византии — двуглавого орла. Но существуют и другие версии, какие?
(Идет обсуждение в командах, подводится итог ответа)
Учитель: В 15 веке двуглавый орел стал гербом Священной римской империи. Когда данная эмблема стала официальным гербом России?
(Идет обсуждение в командах, подводится итог ответа)
Учитель: Как вы думаете нужно ли гербу изменятся? Если да, то почему это происходит? Каким был герб династии Романовых?
(Идет обсуждение в командах, подводится итог ответа)
Учитель: Внимание, задание! Члены жюри выносят задание для команд.
( Используя изображение герба РФ дайте его описание, объясните назначение и символичный смысл каждого из элементов (письменно)
3) Второй тур « Российский триколор»
Учитель: если бы у вас спросили, что сиволизироует цвет флага, как бы вы ответили на этот вопрос, описывая флаг СССР? Что символизирует триколор российского флага?
(Идет обсуждение в командах, подводится итог ответа)
Задание командам: Мини — тест:
1) Когда россияне отмечают день флага:
А) 12 июня
Б) 22 августа
В) 12 декабря
2) Как называется наука о гербах:
А) геральдика
Б) бонистика
В) нумизматика
4) Третий тур «О, Родина, тебе я песню пою...»
Учитель: что вы знаете о происхождении слова «гимн?»
Когда впервые прозвучал гимн Российской империи?
(Идет обсуждение в командах, подводится итог ответа)
Учитель: Николай Первый понимал, что использование английского гимна в качестве российского не патриотично. Какое задание и кому дал НиколайΙ?
Задание: прослушать фрагмент гимна России 19 века и ответить кто являлся автором гимна?.
В заключении — текст с ошибками.
Подведение итогов. Оценивание .Выводы .