"Дом Романовых - наше национальное достояние!" Беседа протоиерея Геннадия Беловолова с корреспондентом газеты "Аргументы и факты"Марией Поздняковой.

27 Июля 2013
400 лет на службе России.
 
Беседа с корреспондентом АиФ Марией Поздняковой с о. протоиреем Геннадием Беловоловым о Царском Юбилее.

Опубликована в журнале «Парфенон».
Текст взят из личного журнала о. Геннадия.

Позавчера (11/24 июля) было 400 лет венчания на царство первого царя Дома Романовых Михаила Федоровича, то есть вот оно - начало начал царствования Дома Романовых. Но к сожалению, эту дату мы дружно просмотрели. Ни торжеств, ни мероприятий, ни конференций, ни статей. 
Хочу почтить славный юбилей венчания на царство первого Романова своей публикацией. 
Еще весной мне позвонила корреспондент АиФ Мария Позднякова и предложила побеседовать о Доме Романовых. Мы с ней говорили по телефону часа два. Потом она прислала расшифровку беседы, я ее подредактировал. Она опубликовала ее в православной журнале Парфенон, который издается по благословению оптинского старца Илия. Недавно Мария передала мне экзепляр журнала с этим материалом. К сожалению, у журнала нет интернет-версии. Восполняю этот недостаток публикацией в своем блоге. 


"Нынешний год – важная веха в истории страны: 400 лет назад, 6 марта (по старому стилю) 1613 года Земским собором на царство был призван сын боярина Фёдора Никитича Романова, Михаил Фёдорович. В 11 июля (24 июля н.ст) того же года в Успенском соборе Московского Кремля прошло венчание на царство первого царя, представлявшего Дом Романовых, который правил Россией последующие 300 лет. 

300-летнее царствование Дома Романовых было насильственно прервано в 1917 году. Большевики приложили массу усилий, чтобы внедрить в сознание народа стереотипы о «кровавом царизме», о жестоких или слабовольных правителях дореволюционной России. Большевиков уже нет, а антицарская мифология до сих пор присутствует в общественном сознании. Среди политиков самого разного толка принято ругать русских царей, вспоминать сугубо отрицательные стороны их правления, при этом оставляя за скобками вопрос, как же им удалось создать столь великую и могущественную Империю. О том, какие качества помогли царям из рода Романовых создать чудо истории под названием Россия «Парфенон сегодня» попросил рассказать протоиерея Геннадия Беловолова, настоятеля подворья Леушинского монастыря в Санкт-Петербурге.

Опасная профессия – царь 

Откуда взялась та Россия, в которой мы родились и живем, чьими богатствами мы ежедневно пользуемся? Очевидно, что её создал русский народ. Но необходимо уточнить, что народ как совокупность индивидуумов сам по себе не может ничего сотворить. Во главе народа всегда стоят исторические личности, творцы истории. Такими творцами русской истории в течение трех веков были государи из Дома Романовых. Достаточно обратить внимание на то, что в XVI веке при Иване Грозном Московская Русь только вышла на рубежи Волги, а за три последующие «романовские» столетия Россия распространилась от Балтики до Тихого океана, увеличив свою территорию почти в двадцать (!) раз. 
Когда речь заходит о Доме Романовых, приходиться констатировать, что свою историю мы не знаем. В старину беглые заключенные при поимке говорили, что они не помнят, кто они и какого родства. Отсюда и пошло печальное выражение «иваны не помнящие родства». Не напоминаем ли мы сами себе таких беглых людей, бегущих от своей истории и памяти?! К сожалению, празднование 400-летия Императорского Дома Романовых, проходит под тем же девизом «не помнящих родства». Этот великий юбилей так и не получил государственного статуса, что очевидно является нонсенсом, если не сказать позором. В прессе если и вспоминают о русских государях, то как правило в негативном контексте. Юбилейный год для некоторых авторов стал хорошим поводом еще раз очернить Дом Романовых. Это уже «иваны, опплевывающие свое родство». Подобный феномен нужно назвать уникальным в истории человечества: вряд ли мы ещё найдём исторические прецеденты, когда какой-либо народ поносил бы собственную историю и собственных правителей. 
Конечно, идеальных людей, как и царей, не бывает. При желании в жизни любого монарха можно найти истрические просчеты и факты личной греховности. Но всё-таки судить о людях, тем более о царях нужно прежде всего по плодам их деятельности. Плодом же деятельности Дома Романовых в течение 300 лет стала Великая Россия! И в том, как возникло это чудо истории, нельзя разобраться, не поняв, что из себя представлял Дом Романовых. И когда начинаешь приоткрывать для себя реальные факты и события истории этого Дома, то дух захватывает от масштаба личностей, глубины идей, величия деяний, благородства поступков русских государей. 
Можно с уверенностью сказать, что Господь посылал нашему народу в лице Дома Романовых величайших государей и ярчайших личностей, которые служили народу и отчизне, не жалея себя. Посмотрите на сухую статистику: ведь большинство из русских царей по нынешним меркам не дожили даже до пенсионного возраста. Редко, кто из них пережил 50-летний рубеж. Первый царь Дома Романовых Михаил Фёдорович прожил 49 лет, второй царь Алексей Михайлович – 46 лет, Феодор Алексеевич – 21 год, Петр I умер в возрасте 52 лет, его дочь Елизавета Петровна прожила 52 года, а его племянница Анна Иоанновна – 47 лет. Павел I был убит в возрасте 46 лет, Александр I прожил 47 лет, Александр III, царь-богатырь, дожил до 49 лет. Последний русский царь Николай II был расстрелян в год своего 50-летия. При этом нужно учитывать, что государи в силу своего положения могли обеспечить себе хорошее медицинское обслуживание и комфортные условия жизни. Единственной долгожительницей на престоле оказалась Екатерина II – 67 лет. К тому же нужно вспомнить, что многие государи умирали отнюдь не своей смертью. Четыре венценосных правителя были убиты при исполнении своих обязанностей: Петр III, Павел I, Александр II, Николай II (его не спасла даже добровольная передача власти). Поэтому можно сформулировать грустную истину, что «профессия» царя на Руси была одной из самых опасных для жизни.

Во главе прогресса 

Из этого мы должны сделать один вывод: русские цари и императоры Дома Романовых отдавали свою жизнь на благо Родины и народа, они буквально сгорали на царском престоле в этом служении. И сколько осталось после них незавершенных дел, неоконченных начинаний: и после Петра I, и после Александра II, не говоря уже о Николае II. Но за отпущенные им годы наши государи успевали совершить столько, что царствование каждого из них становилось целой эпохой в истории России. В советской историографии о царях писали как о консерваторах, тормозивших исторический прогресс. На самом деле все обстояло с точностью до наоборот. Именно российские государи всегда были настоящими «двигателями прогресса» в нашей стране. 
Все мы помним, как засучив рукава царь-труженик Петр I строил российский флот. На эту тему при Сталине был снят культовый фильм «Петр Первый» с Николаем Симоновым в главной роли. 
Но почему мы не помним основателя русских железных дорог, которые связали бескрайнюю Россию в единое целое? Почему мы забыли, кто был первым кочегаром на русских железных дорогах? Ведь именно по инициативе императора Николая Первого в России началось строительство железных дорог, и в этом мы практически не отстали от Европы. После окончания строительства Николаевской железной дороги, соединившей в 1851 году Москву и Санкт-Петербург, в первом паровозе который прошёл по только что уложенным рельсам, у топки встал сам государь император Николай Павлович. Он сам бросал лопатой уголь в печь паровоза, продолжая традиции своего прапрадеда Петра. Если Петра Первого мы именуем отцом российского флота, то давайте Императора Николая Первого назовем отцом российских железных дорог. 
Кому-то может показаться, что такое нарочитое труженичество от государей не тербуется. Зачем самому брать в руки топор или лопату, когда на то есть «специалисты»? Однако цари так не считали. Для них важно было понять самим логистику новаций, заглянуть внутрь технологий, приложить собственные руки ко всему в своем Доме России. Так поступает Хозяин! Эта дотошность подчас приводила в потрясающим результатам, раскрывавшимся спустя долгое время. Например, император Николай I, лично составляя план железных дорог России, неожиданно потребовал расширить российскую колею по сравнению с европейской на 11 сантиметров. Царь высказал опасение, что по железным дорогам с Запада к нам могут приехать не только дружественные делегации, но и непрошенные гости, типа Наполеона. Можно представить, какую обструкцию устроили бы государю нынешние демократы?! Но это оказалось гениальным прозрением. Именно эта разница в колее спасала Россию в двух войнах ХХ века, как в Первой Мировой войне, так и во Второй. В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, немецкая группа армий «Центр» из-за необходимости «перешивки» железнодорожных путей потеряла стратегическое время и смогла перебросить только треть необходимых военных грузов под Москву. Гитлеровский «Блицкриг» забуксовал из-за «ноу-хау» Николая Первого и по сути провалился. Вот так государь поучаствовал в победе в Великой Отечественной войне.

Поданные – это дети 

О каждом из государей Дома Романовых можно было бы замолвить доброе слово. Петра I мы уже вспоминали – ему, пожалуй, из всех Романовых повезло, в современной России ему поставлено множество памятников. Хотя и в его адрес слышится много осуждающих голосов. Дескать, Церковь он ущемлял, переливал колокола на пушки, отменил в стране патриаршество. Но почему мы не вспоминаем, что после своих побед он пушки опять переливал в колокола? Почему мы не вспоминаем, что этот царь основал Александро-Невскую Лавру – одну из четырёх Лавр в России? Он возродил Валаамский монастырь после полного шведского уничтожения, основал Андреевский скит на Соловках. 
Вспомним и его незабвенную августейшую дочь Елизавету Петровну. При восшествии на престол она дала обет Божией Матери не употреблять смертной казни во все годы своего царствования. И императрица сдержала свое слово, выражаясь современным языком, объявила мораторий на смертную казнь, за 20 лет в России не было казнено ни одного человека. Это беспрецедентный случай в истории человечества. «Демократическая» Европа только в последние десятилетия пришла к идее отмены смертной казни – сегодня это считается величайшим достижением гуманизма. А в царской России, которую на Западе любят называть "дремучей", подобный опыт был известен еще 250 лет назад – и безо всякой шумихи в прессе. Об этом беспрецедентном случае недавно вспомнил космонавт-патриот Алексей Леонов в интервью в "Аргументах и фактах" (http://www.aif.ru/society/article/62055).
Скажем и о другой славной императрице – Екатерине II, правившей страной более 30 лет. Ей почему-то постоянно ставят в вину то, что она была немка. Но сама-то императрица так не считала, она не раз говорила: «Я немка по рождению, но русская душой». Великая императрица доказала, что быть русским – это не только иметь русскую кровь. Русский - понятие религиозно-культурное. Эта идея легла в основу российского имперского сознания. У нас русский тот, кто любит Россию, тот, кто служит России. А как любила «немка» Екатерина II русский народ! Сколько добрых слов она посвятила в его адрес. «Русский народ – есть особенный народ на целом свете! – восклицала она. – Он отличается особой догадкой, умом, силой». Это было ее искреннее восхищение. 

Сбережение людей 

Царствование сына Екатерины, Павла I, было недолгим, но необычайно ярким. Именно он заложил основу государственной триады: самодержавие, православие, народность. Он был рыцарем на престоле, своей целью он считал служение Правде Божией, выразив свое кредо в великих словах: «Для меня не существует ни партий, ни интересов, кроме интересов государства, а при моем характере мне тяжело видеть, что дела идут вкривь и вкось и что причиною тому небрежность и личные виды. Я желаю лучше быть ненавидимым за правое дело, чем любимым за дело неправое». 
Павел Первый написал глубокий трактат «Рассуждение о государстве»: если процитировать одну из основных его мыслей, наш современник ни за что не догадается, что автор её – царь. «Человек – это первое сокровище государства, – писал Павел I. – Сбережение государства – это сбережение людей». Подобную мысль незадолго перед смертью сформулировал Солженицын, и ее восприняли чуть ли не как открытие. Теперь ее цитируют многие политики, в том числе и глава государства. Но, к сожалению, никто не ссылается на первоисточник - императора Павла, который и сформулировал эту идею еще в XVIII веке. 
Нужно отметить, что для русских императоров эти слова были не просто красивой фразой, но государственным кредо. Николай Павлович (сын Павла I) в 1830 году во время московской эпидемии холеры оставил Петербург и отправился в первопрестольную, чтобы поддержать своих поданных, показать, что он с народом в этой беде. Тысячи людей умирали от инфекции. Рисковал заразиться и государь. Его супруга, императрица Александра Фёдоровна, боясь за мужа, привела к нему его маленьких детей, пытаясь таким образом отговорить от опасной поездки. Император ответил: «Уведи их. У меня в Москве сейчас страдают тысячи моих больных детей». И государь поехал в Москву. Это событие запечатлено в барельефе на известном памятнике Николаю в Санкт-Петербурге. 
Страдающих в Москве верноподданных император назвал своими детьми. И вот тут мы открываем еще один «секрет» русской монархии: царь – это отец, а народ – это большая семья (а не население или электорат). Само слово «народ» происходит от слова «род». Страна – это единый общий дом. Госдуарственная жизнь строится на принципах единой большой семьи, основанных на любви и доверии. Радости царя становятся радостями народа, скорби народа становятся скорбями царя. Через это открывается и смысл понятия Отечества. Это сообщество людей, в котором есть отец, и в котором в силу этого нет сирот. Нужно вспомнить, что понятие «государство» происходит от слова «государь». Настоящее государство основывается не формальном бездушном законе, который можно в любой момент переписать или перетолковать как угодно, но имеет в центре особую личность, которая все одухотворяет и соединяет. 

Ключи от храма в Вифлееме 

Многие события русской и европейской истории невозможно понять, если не учитывать роли русских государей как защитников Веры. К примеру, Крымская война. Что мы о ней знаем? Из-за чего она разгорелась? А началась она из-за ключей от храма Рождества Христова в Вифлееме на Святой Земле. Французские власти уговорили турецкого султана отдать ключи от этого храма, построенного на месте рождения Господа нашего Иисуса Христа, французским монахам. У православных отобрали святыню, - до этого право открывать Храм Рождества Христова и первыми служить там принадлежало православным грекам. 
Император Николай Павлович потребовал вернуть ключи от храма православным. Турецкий султан хотел угодить и тем и другим. Обещал и русским и французам. И тогда император Николай проявил необыкновенную твёрдость. Он сказал, что в случае, если ключи не будут возвращены, будут введены войска на Балканы, что он и совершил. Это в прямом смысле была священная война. 
Россия вступилась за великую христианскую Святыню - вертеп Рождества Христова. Но многие христианские государства, как ни странно, встали на защиту Турции. По сути, Крымская или Восточная война, как её называют в Европе, это и была первая мировая война. В ней участвовали главные европейские государства, а также государства Малой Азии. 
Формально Севастополь был взят, Россия вынуждена была признать победу коалиции. Да, наша страна потеряла в геополитическом смысле, лишилась на какое-то время флота на Чёрном море. Но главное – была одержана духовная победа, потому что ключи остались у православных, остаются и доныне. И сейчас те православные, кто оказываются на Святой Земле, в Вифлееме, первыми входят в этот храм, и первыми служат там православную Литургию, прямо в вертепе, на месте Рождения Христа.
Что сделал император Александр, войдя в Париж в 1814 году? Когда Наполеон в 1812 году пришел в Москву, он ее сжёг, а в святом для каждого русского человека Успенском соборе Кремля устроил конюшню. Спустя два года уже русские входили в Париж. Ни один дом не был повреждён. А на центральной площади на месте казни короля Людовика государь император повелел поставить походный храм и отслужить пасхальную Литургию. Была как раз Пасха, точно как в Берлине в 1945 году! Как символично: они к нам с мечем, а мы к ним с Пасхой! 
Русские государи вносили в общеевропейскую политику христианские начала. Николай I говорил: «Лучшая теория права — добрая нравственность, и она должна быть в сердце независимо от этих отвлеченностей и иметь своим основанием религию». 

Об отречении 

Самодержавие — было основой национального бытия России. Александр III глубоко заметил: «Самодержавие создало историческую индивидуальность России. Рухнет самодержавие, не дай Бог, тогда с ним рухнет и Россия». Слова царя-миротворца оказались пророческим предсказанием своему сыну.
Мы обращаем свой взор к царствованию последнего русского государя, Николая Александровича, при котором Россия в 1913 году отмечала 300-летие Дома Романовых. Были большие торжества по всей стране. Мало, кто мог предположить, что всего несколько лет спустя рухнет страна, самодержавие, а Дом Романовых увенчается царским святым венцом. Николай Александрович (Николай II) прославлен, как святой царь, как мученик за Христа. 
В связи с эти нельзя обойти вопрос об «отречении» Николая II от престола в марте 1917 года. Здесь важно понять то обстоятельство, что государь не отрекался от монархии как формы правления. Он отрёкся от личной власти в пользу своего младшего брата Михаила Александровича. «Отречение» было формой передачи власти. Так уже случалось в русской истории, к примеру, также «отрекался» сын Павла I, Константин Павлович, в пользу своего младшего брата Александра Павловича. 
После отречения Николая Александровича его брат Михаил Александрович де-юре пробыл целые сутки новым царём России. Нужно понять, почему Николай II передал власть брату? Государь в тот момент желал одного, чтобы кровопролитная война, длившаяся уже почти три года, завершилась победой русского оружия. В Петрограде, в столице Империи возникла смута, грозившая разделить страну. Бунтовщики обвиняли государя, подстрекали толпу, требовали отречения. Что оставалось делать – снимать войска с фронта, чтобы подавить смуту и расколоть общество? Государь поступил в высшей степени жертвенно: чтобы не разжигать противостояние в обществе, он принес на алтарь победы личную власть. В манифесте прямо говорится, что целью это акта является победа в войне. 
Достиг ли Николай II своей цели? В какой-то мере – да, ибо гражданской войны после Февральской революции не последовало, наоборот – произошло примирение лагерей. Брат Николая II, Михаил Александрович, которому была передана власть, также хотел народного согласия и единения, поэтому он издал уже собственный манифест, в котором он согласился воспринять царскую власть в случае поддержки его народным собранием. Они в 1917 году всё сделали, чтобы спасти страну от хаоса и смуты. Они не стали заливать страну кровью, подобно большевикам, которые на пути к мифическому коммунизму не остановились перед уничтожением миллионов сограждан, развязав Гражданскую войну, а потом создав систему лагерного социализма и сеть концлагерей для жителей страны.
В поступках Николая II и его брата очевидна высочайшая жертвенность, ответственность за судьбу страны, доверие к своему народу. Наши государи жили по законам совести и святости. Они ощущали себя Божьими помазанниками, жили перед Богом. Поэтому и Николай Александрович и Михаил Александрович перед Богом святы и оба прославлены как мученики. Они не запятнали честь царского престола. 
Если кратко подвести итог царствования Дома Романовых, можно сказать: за 300 лет не было ни одного царя, при котором Россия бы уменьшалась. Каждый царь умножал Россию и умножал русский народ. Россия при Романовых росла из года в год. Остается только представлять, какой была бы Россия, если бы не катастрофа 1917 года? 

Живая ниточка 

Но мы стали современниками и свидетелями величайшей исторической трагедии, когда Советский Союз (исторический псевдоним России) распался. В 1991 году наша страна понесла самые большие территориальные потери за всю свою историю. Численность нашего народа впервые за тысячу лет его бытия катастрофически сокращается. Демографическую катастрофу сопровождает моральная деградация, падение нравов. 
В 1918 году большевики поставили страшную преступную цель – тотальное уничтожение всего Дома Романовых. Из почти 40 его представителей половина была убита. Чудом удалось спастись матери Николая II, Марии Фёдоровне, его двум сёстрам, его двоюродным братьям, в частности, великому князю Кириллу Владимировичу Романову, который по Закону о престолонаследия имел третью очередность наследования - после сына и брата Николая II, которые были расстреляны. В 1924 году в эмиграции Кирилл Владимирович провозгласил о восприятии своих наследственных прав как главы Дома Романовых. Ему наследовал его сын Владимир Кириллович. А ныне здравствует его внучка великая княгиня Мария Владимировна с сыном наследником великим князем Георгием Михайловичем. 
Через них мы имеем живую ниточку, связующую нас с великим Домом Романовых. Мария Владимировна часто приезжает в Россию, напоминая нашим современникам о наших великих царственных предках. Для нас чрезвычайно дорога эта историческая ниточка. Мы должны быть благодарны Богу за то, что династия русских императоров не только часть нашей истории, но является также частью нашего настоящего. 

История продолжается 

Год 400-летия династии Романовых должен стать для нас качественным рубежом в осознании своей истории. Ведь мы все, независимо от национальности, в прямом смысле слова являемся наследники русских царей. Россия, которую мы имеем – это то, что они оставили нам в наследство. Богатства страны, газ, нефть – это всё они собирали веками. Если бы всего этого не было сейчас у нас, трудно даже представить, как бы мы пережили все катаклизмы, революции, войны, перестройки и кризисы последнего века, на что бы мы вообще жили. Надо четко сознавать, что не Газпром присоединил к России те территории, которые дают нам сегодня газ и нефть, а государи Дома Романовых. Поэтому я бы предложил такой лозунг для юбилейного года: "Дом Романовых - наше национальное достояние!" 
Жалко, что о юбилее Дома Романовых помнят и прилагают какие-то просветительские усилия лишь небольшие общественные группы. Уже понятно, что не будет государственного празднования, что не будет воздвигнуто ни одного памятника Дому Романовых, не будет построено ни одного храма, не будет открыто ни одного музея. Не будет снято полномасштабного художественного фильма ,и вряд ли книга будет издана серьёзная серьезная история Дома Романовых. Мы видим, что дата призвания на Царство первого из рода Романовых, 6 марта, прошла. Но наши государственные мужи как будто этого не замечают. Остаётся надежа на грядущую дату 24 июля – дату венчания на Царство Михаила Фёдоровича в Успенском соборе Кремля. 
Стоит заметить, что юридически монархия в России так и не была отменена. На сей счёт не было принято ни одного законного документа. Провозглашение Керенским России республикой в сентябре 1917 года не имеет никакой юридической силы. Вопрос, поставленный на рассмотрение Учредительного собрания – о подтверждении монарших прав Михаила Александровича – так и остался открытым. В этом смысле история даёт нам шанс вполне мирно и легитимно вернуться к монархическоой форме правления в России. Год 400-летия Дома Романовых вновь ставит перед нами вопрос о возвращении к нашим исконным началам, какой путь выбрать нашей стране на будущее? И это по сути вопрос: быть нам или не быть?