Специалисты Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля готовят романовскую коллекцию.
29 Сентября 2011
Специалисты Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля готовят выставку «романовской» коллекции. Наиболее ценным её экспонатом будет тронное кресло жены последнего российского царя Александры Фёдоровны.
Ценное чёрное дерево, из которого делают клавиши для роялей, дорогой бархат и более 12 килограммов серебра… Лучшие калмыцкие мастера изготавливали в начале прошлого века подарок Императрице – лотосовый трон. Разгадать его символику пытаются специалисты музея. Накладка на спинке выполнена из серебра и изобилует изображениями животных, людей и чудищ. Помочь расшифровать эти символы специалисты музея приглашали буддийских монахов. По словам главного хранителя Омского областного музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля Анны Чернявской, они внимательно осмотрели трон и дали много советов в расшифровке этой непростой символики. Но некоторые загадки всё же остались.
– Форма спинки трона напоминает цветок водяного лотоса, который в буддизме символизирует чистоту, святость и входит в ряд драгоценностей, – рассказал хранитель фонда Омского музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля Игорь Глазов. – По одному из преданий, в день рождения Будды цветёт лотос. На изображениях целого ряда буддийских божеств они восседают на подобных тронах.
Помимо разгадки символов кресла Александры Фёдоровны планируется его реставрация – восстановление деревянной конструкции, текстильной основы и утерянных серебряных накладок.
– Деревянная конструкция трона очень интересная и сложная, – отметил реставратор по дереву Омского музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля Владимир Новокошенов. – Проблема в том, что со временем она расшаталась и утратила прочность, швы рассохлись. Здесь предстоит деликатно укрепить соединения с помощью осетрового клея. К тому же на спинке трона в некоторых местах шпон чёрного дерева оторвался. Чтобы не нарушить историческую целостность, нужно подготовить аналог, из него выпиливать недостающие детали и собирать, как пазл.
Исторический факт
25 ноября 1908 года в Царском Селе Николай II принимал делегацию донских калмыков «для поднесения Его Императорскому Величеству двух кресел и серебряного изображения буддийского храма». Приём состоялся в малой библиотеке Александровского дворца. Вместе с этим троном делегация подарила ещё один, который предназначался для Николая II.
После Февральской революции 1917 года и до отправки Царской Семьи в Тобольск внутреннее убранство Александровского дворца оставалось неизменным. Но весной 1918 года во дворце организовали своеобразные музей даров, где были представлены все предметы, поднесённые Николаю II и его семейству. Экспонаты этой выставки находились в Александровском дворце до тех пор, пока не началась передача имущества дворцов в Государственный музейный фонд. Историки располагают данными, что из Государственного музейного фонда трон Александры Фёдоровны передали в Омский музей, а Николая II – в Восточно- Сибирскую торговую палату, но о последующей судьбе калмыцкого подарка ничего не известно.
http://omskgazeta.ru/kultura/zagadku_trona_imperatritsyi_aleksandryi_fedorovnyi_razgadyivayut_hraniteli_omskogo_muzeya/
Ценное чёрное дерево, из которого делают клавиши для роялей, дорогой бархат и более 12 килограммов серебра… Лучшие калмыцкие мастера изготавливали в начале прошлого века подарок Императрице – лотосовый трон. Разгадать его символику пытаются специалисты музея. Накладка на спинке выполнена из серебра и изобилует изображениями животных, людей и чудищ. Помочь расшифровать эти символы специалисты музея приглашали буддийских монахов. По словам главного хранителя Омского областного музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля Анны Чернявской, они внимательно осмотрели трон и дали много советов в расшифровке этой непростой символики. Но некоторые загадки всё же остались.
– Форма спинки трона напоминает цветок водяного лотоса, который в буддизме символизирует чистоту, святость и входит в ряд драгоценностей, – рассказал хранитель фонда Омского музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля Игорь Глазов. – По одному из преданий, в день рождения Будды цветёт лотос. На изображениях целого ряда буддийских божеств они восседают на подобных тронах.
Помимо разгадки символов кресла Александры Фёдоровны планируется его реставрация – восстановление деревянной конструкции, текстильной основы и утерянных серебряных накладок.
– Деревянная конструкция трона очень интересная и сложная, – отметил реставратор по дереву Омского музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля Владимир Новокошенов. – Проблема в том, что со временем она расшаталась и утратила прочность, швы рассохлись. Здесь предстоит деликатно укрепить соединения с помощью осетрового клея. К тому же на спинке трона в некоторых местах шпон чёрного дерева оторвался. Чтобы не нарушить историческую целостность, нужно подготовить аналог, из него выпиливать недостающие детали и собирать, как пазл.
Исторический факт
25 ноября 1908 года в Царском Селе Николай II принимал делегацию донских калмыков «для поднесения Его Императорскому Величеству двух кресел и серебряного изображения буддийского храма». Приём состоялся в малой библиотеке Александровского дворца. Вместе с этим троном делегация подарила ещё один, который предназначался для Николая II.
После Февральской революции 1917 года и до отправки Царской Семьи в Тобольск внутреннее убранство Александровского дворца оставалось неизменным. Но весной 1918 года во дворце организовали своеобразные музей даров, где были представлены все предметы, поднесённые Николаю II и его семейству. Экспонаты этой выставки находились в Александровском дворце до тех пор, пока не началась передача имущества дворцов в Государственный музейный фонд. Историки располагают данными, что из Государственного музейного фонда трон Александры Фёдоровны передали в Омский музей, а Николая II – в Восточно- Сибирскую торговую палату, но о последующей судьбе калмыцкого подарка ничего не известно.
http://omskgazeta.ru/kultura/zagadku_trona_imperatritsyi_aleksandryi_fedorovnyi_razgadyivayut_hraniteli_omskogo_muzeya/