В Иркутском художественном музее открылась выставка «Отдаленный этотъ край близокъ моему сердцу», посвященная 400-летию Дома Романовых.
22 Октября 2013
В Иркутском художественном музее открылась выставка «Отдаленный этотъ край близокъ моему сердцу». Александр III (Из телеграммы Е.И.В. в Иркутск от 6 декабря 1882 года по случаю 300-летия присоединения Сибири к России)», посвященная 400-летию Дома Романовых.
В наше время Династия Романовых признана одной из самых результативных в мировой истории. Ее правление, продолжавшееся три века (1613–1917 годы), было самым плодотворным периодом отечественной истории. В свое время Александр Пушкин заметил: «Мы развиваемся не веками, как Европа, а десятилетиями».
Иркутск в годы правления Романовых стал одним из ведущих городов Сибири от Урала до Тихого океана. Вплоть до революции город именовали «Сибирским Петербургом», «Восточным Парижем», «Сибирскими Афинами». Императорский Дом всегда был заинтересован в его процветании.
В разное время Их Величества посылали сюда видных представителей духовной и светской власти, деятелей образования и культуры. Тесную связь со столицей поддерживало иркутское купечество, которое «пользовалось благорасположением при дворе» благодаря активной деятельности по освоению сибирских просторов и щедрой благотворительности. По масштабам ее Иркутск занимал первое место среди российских городов.
Благодарные иркутяне в память о выдающихся государственных деятелях заказывали их портреты (включая особ Царствующей Фамилии) местным художникам или известным столичным мастерам. Иркутск – единственный за Уралом город, который сохранил эту уникальную коллекцию. В XX столетии Романовская коллекция значительно пополнилась из Государственного музейного фонда и частных собраний произведениями живописи, графики, декоративно-прикладного искусства. Она представляет в равной степени историческую и художественную ценность.
Выставка разместилась в трех центральных залах музея. Изобразительный ряд включает живописные портреты кисти известных русских и западных художников. Графические листы, многие из которых экспонируются впервые, расширяют галерею портретов, а живописные полотна воспроизводят отдельные эпизоды романовского времени. Это и старинные иконы, из которых наиболее ценна чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. Образ ее связан с утверждением на Русском Престоле Рода Романовых. Предметы декоративно-прикладного искусства, исполненные для Императорского двора русскими мастерами, книги из редкого фонда музейной библиотеки, изданные в романовский период, создают особую атмосферу столичного быта.
В первом зале выставки представлены живописные парсуны с изображением последнего Государя из Дома Рюриковичей – Царя Федора Иоанновича (сына Ивана Грозного и Анастасии Романовой) и первого Романова – Царя Михаила Федоровича. Это живой отголосок своеобразного искусства Древней Руси, связанного с иконописными традициями.
Императорские портреты XVIII века носят ярко выраженный официальный характер – Екатерина I, Елизавета Петровна, Екатерина II художника Дмитрия Левицкого, портрет Павла I кисти Степана Щукина. Ярким образцом детского парадного портрета является портрет маленького Великого Князя Константина – второго сына Павла I. Более интимными выглядят портреты других членов Императорской Семьи – Александра Павловича в детстве кисти великого Рокотова и его сестры Александры Павловны работы Боровиковского, представителя русского сентиментализма. Популярнейшей французской портретистке Виже-Лебрен, любимице русского Императорского двора, спасавшейся в России от французской революции, принадлежит удивительно изящный костюмированный портрет Императрицы Елизаветы Алексеевны – супруги Александра I.
В XIX веке портреты с изображением членов Дома Романовых становятся все более проникновенными и менее официальными. Особенно располагают к себе портреты Императрицы Александры Федоровны (супруги Николая I) во весь рост кисти столичного художника Рейхеля (это копия с портрета английской художницы Х. Робертсон, исполненная им в Иркутске в 1846 году для Девичьего института) и Императрицы Марии Федоровны (супруги Александра III) работы популярного художника Константина Маковского. Здесь же редко экспонируемые портреты самой дружной и самой трагической Императорской Четы – Николая II и его супруги Александры Федоровны.
Во втором зале представлены столичные «персоны мужеского пола», которые составляли окружение Романовского Дома. Среди них такие выдающиеся личности, как Семен Мордвинов, отправленный Петром во Францию для изучения морского дела. Он верно служил Отечеству при Екатерине I, Петре II, Анне Иоанновне, Елизавете Петровне, а в 1764 году Екатерина II пожаловала ему чин адмирала и высшую российскую награду – орден Андрея Первозванного. Здесь же ее самый яркий сподвижник – генерал-фельдмаршал и Светлейший князь Григорий Потемкин-Таврический, а также последний Польский Король Станислав Понятовский, который после отречения нашел пристанище при дворе Екатерины. Эпоха Александра I и Николая I дала России крупнейшего государственного деятеля Михаила Сперанского. Здесь же портрет министра просвещения С. Уварова – почетного члена (при Александре I) и президента (при Николае I) Петербургской Академии наук. Конный портрет знаменитого «белого генерала» М. Скобелева обращает нас к эпохе Александра II. Скобелев – известный военачальник, герой многих войн и прежде всего Русско-турецкой 1877-1878 годов за свободу болгар, среди которых он чрезвычайно популярен.
Живописные и графические произведения этих двух залов дополняют картину романовского правления. Полотно художника П. Верещагина «Камень «Писаный» на Урале» возвращает зрителя во времена молодого Царя Петра: 1 января 1699 года вышел его указ о подробном описании рисунков этого уральского камня, что можно считать днем рождения традиции изучения наскальных изображений в России. Этюд к картине знаменитого Василия Сурикова воскрешает одно из главных событий конца XVIII века – переход Суворова через Альпы во времена Павла I.
Картина Б. Виллевальде «Переправа французов через Березину» и небольшое полотно художника XIXвека Яни «Наполеон в Кремле. Пожар» (копия с картины В. Верещагина) воскрешают события 1812 года. А «Бой фрегата «Флора» в 1853 году» художника А. Боголюбова отражает один из ярких эпизодов победоносного для России начала Крымской войны с турками на Черном море (картина заказана Николаем I).
Завершает выставку большая экспозиция «Романовы и Иркутск». В нее вошли портретная галерея знаменитых иркутских чиновников, купцов, а также живописные пейзажи и графические листы, передающие образы старинного сибирского города.
Одно из почетных мест занимают произведения из коллекции ВСОИРГО (Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества). Это китайская скульптура из дерева и металла, веера и др.
Настоящей жемчужиной является большой портрет графа Сперанского (копия XIX века), который около ста лет находился в запасниках. Копия целиком передает композицию картины английского художника Д. Доу (Сперанский изображен сидящим в кресле у стола, на котором находятся карта Сибири и фолиант с надписью на корешке: «Предназначено для Сибири», позади окно, за ним сибирский пейзаж) – подлинника, утраченного еще в середине XIX века. До сегодняшнего дня иркутский портрет находился в самом плачевном состоянии – большие прорывы, серьезные утраты (думаем, что после революции он оказался на иркутской свалке, где в свое время побывали и некоторые императорские портреты с нашей выставки). Только сейчас, после длительной реставрации и реабилитации, портрет вновь доступен потомкам иркутян, которые когда-то заказали его как память о самом знаменитом посланнике Романовых в Сибири.
В наше время Династия Романовых признана одной из самых результативных в мировой истории. Ее правление, продолжавшееся три века (1613–1917 годы), было самым плодотворным периодом отечественной истории. В свое время Александр Пушкин заметил: «Мы развиваемся не веками, как Европа, а десятилетиями».
Иркутск в годы правления Романовых стал одним из ведущих городов Сибири от Урала до Тихого океана. Вплоть до революции город именовали «Сибирским Петербургом», «Восточным Парижем», «Сибирскими Афинами». Императорский Дом всегда был заинтересован в его процветании.
В разное время Их Величества посылали сюда видных представителей духовной и светской власти, деятелей образования и культуры. Тесную связь со столицей поддерживало иркутское купечество, которое «пользовалось благорасположением при дворе» благодаря активной деятельности по освоению сибирских просторов и щедрой благотворительности. По масштабам ее Иркутск занимал первое место среди российских городов.
Благодарные иркутяне в память о выдающихся государственных деятелях заказывали их портреты (включая особ Царствующей Фамилии) местным художникам или известным столичным мастерам. Иркутск – единственный за Уралом город, который сохранил эту уникальную коллекцию. В XX столетии Романовская коллекция значительно пополнилась из Государственного музейного фонда и частных собраний произведениями живописи, графики, декоративно-прикладного искусства. Она представляет в равной степени историческую и художественную ценность.
Выставка разместилась в трех центральных залах музея. Изобразительный ряд включает живописные портреты кисти известных русских и западных художников. Графические листы, многие из которых экспонируются впервые, расширяют галерею портретов, а живописные полотна воспроизводят отдельные эпизоды романовского времени. Это и старинные иконы, из которых наиболее ценна чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. Образ ее связан с утверждением на Русском Престоле Рода Романовых. Предметы декоративно-прикладного искусства, исполненные для Императорского двора русскими мастерами, книги из редкого фонда музейной библиотеки, изданные в романовский период, создают особую атмосферу столичного быта.
В первом зале выставки представлены живописные парсуны с изображением последнего Государя из Дома Рюриковичей – Царя Федора Иоанновича (сына Ивана Грозного и Анастасии Романовой) и первого Романова – Царя Михаила Федоровича. Это живой отголосок своеобразного искусства Древней Руси, связанного с иконописными традициями.
Императорские портреты XVIII века носят ярко выраженный официальный характер – Екатерина I, Елизавета Петровна, Екатерина II художника Дмитрия Левицкого, портрет Павла I кисти Степана Щукина. Ярким образцом детского парадного портрета является портрет маленького Великого Князя Константина – второго сына Павла I. Более интимными выглядят портреты других членов Императорской Семьи – Александра Павловича в детстве кисти великого Рокотова и его сестры Александры Павловны работы Боровиковского, представителя русского сентиментализма. Популярнейшей французской портретистке Виже-Лебрен, любимице русского Императорского двора, спасавшейся в России от французской революции, принадлежит удивительно изящный костюмированный портрет Императрицы Елизаветы Алексеевны – супруги Александра I.
В XIX веке портреты с изображением членов Дома Романовых становятся все более проникновенными и менее официальными. Особенно располагают к себе портреты Императрицы Александры Федоровны (супруги Николая I) во весь рост кисти столичного художника Рейхеля (это копия с портрета английской художницы Х. Робертсон, исполненная им в Иркутске в 1846 году для Девичьего института) и Императрицы Марии Федоровны (супруги Александра III) работы популярного художника Константина Маковского. Здесь же редко экспонируемые портреты самой дружной и самой трагической Императорской Четы – Николая II и его супруги Александры Федоровны.
Во втором зале представлены столичные «персоны мужеского пола», которые составляли окружение Романовского Дома. Среди них такие выдающиеся личности, как Семен Мордвинов, отправленный Петром во Францию для изучения морского дела. Он верно служил Отечеству при Екатерине I, Петре II, Анне Иоанновне, Елизавете Петровне, а в 1764 году Екатерина II пожаловала ему чин адмирала и высшую российскую награду – орден Андрея Первозванного. Здесь же ее самый яркий сподвижник – генерал-фельдмаршал и Светлейший князь Григорий Потемкин-Таврический, а также последний Польский Король Станислав Понятовский, который после отречения нашел пристанище при дворе Екатерины. Эпоха Александра I и Николая I дала России крупнейшего государственного деятеля Михаила Сперанского. Здесь же портрет министра просвещения С. Уварова – почетного члена (при Александре I) и президента (при Николае I) Петербургской Академии наук. Конный портрет знаменитого «белого генерала» М. Скобелева обращает нас к эпохе Александра II. Скобелев – известный военачальник, герой многих войн и прежде всего Русско-турецкой 1877-1878 годов за свободу болгар, среди которых он чрезвычайно популярен.
Живописные и графические произведения этих двух залов дополняют картину романовского правления. Полотно художника П. Верещагина «Камень «Писаный» на Урале» возвращает зрителя во времена молодого Царя Петра: 1 января 1699 года вышел его указ о подробном описании рисунков этого уральского камня, что можно считать днем рождения традиции изучения наскальных изображений в России. Этюд к картине знаменитого Василия Сурикова воскрешает одно из главных событий конца XVIII века – переход Суворова через Альпы во времена Павла I.
Картина Б. Виллевальде «Переправа французов через Березину» и небольшое полотно художника XIXвека Яни «Наполеон в Кремле. Пожар» (копия с картины В. Верещагина) воскрешают события 1812 года. А «Бой фрегата «Флора» в 1853 году» художника А. Боголюбова отражает один из ярких эпизодов победоносного для России начала Крымской войны с турками на Черном море (картина заказана Николаем I).
Завершает выставку большая экспозиция «Романовы и Иркутск». В нее вошли портретная галерея знаменитых иркутских чиновников, купцов, а также живописные пейзажи и графические листы, передающие образы старинного сибирского города.
Одно из почетных мест занимают произведения из коллекции ВСОИРГО (Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества). Это китайская скульптура из дерева и металла, веера и др.
Настоящей жемчужиной является большой портрет графа Сперанского (копия XIX века), который около ста лет находился в запасниках. Копия целиком передает композицию картины английского художника Д. Доу (Сперанский изображен сидящим в кресле у стола, на котором находятся карта Сибири и фолиант с надписью на корешке: «Предназначено для Сибири», позади окно, за ним сибирский пейзаж) – подлинника, утраченного еще в середине XIX века. До сегодняшнего дня иркутский портрет находился в самом плачевном состоянии – большие прорывы, серьезные утраты (думаем, что после революции он оказался на иркутской свалке, где в свое время побывали и некоторые императорские портреты с нашей выставки). Только сейчас, после длительной реставрации и реабилитации, портрет вновь доступен потомкам иркутян, которые когда-то заказали его как память о самом знаменитом посланнике Романовых в Сибири.
В самый последний момент на выставке появилась еще одна жемчужина: икона святых Царственных мучеников, написанная исполнена иркутским иконописцем Еленой Алешиной в 2011 году для Селенгинского монастыря, пишет ВСП.
Людмила Снытко, ведущий специалист музея ВСП Губерния.
http://irkutsk.aldana.ru/new/view/id/38470