Доклад от Рабочей группы по подготовке слушаний в Общественной палате Российской Федерации о праздновании 400-летия преодоления Смуты и восстановления российской государственности. 8 декабря 2011 года.
400-ЛЕТИЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ СМУТЫ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ – ВЕЛИЧАЙШЕЕ СОБЫТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ, ФАКТОР ЕДИНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
Доклад от Рабочей группы по подготовке слушаний в Общественной палате Российской Федерации о праздновании 400-летия преодоления Смуты и восстановления российской государственности
________________________________________
Смутным временем мы будем называть почти двадцатилетний отрезок истории нашего отечества с разделением на несколько условных этапов. Эта периодизация включает пролог – гибель царевича Дмитрия в Угличе и смерть царя Федора Иоанновича, последнего прямого Рюриковича; «предсмуту», вызванную природными катаклизмами и начавшимся экономическим кризисом; три фазы собственно Смуты с момента вторжения первого самозванца в октябре 1604 г., завершившиеся избранием Михаила Федоровича Романова и преодолением династийного кризиса; период, который можно назвать «постсмутой» вплоть до подписания Столбовского мира со Швецией в 1617 г. и Деулинского перемирия с Польско-литовском государством в 1618 г.; и, наконец, своего рода эпилог, связанный с войнами за возвращение Смоленска и отказом от притязаний на русский трон Владислава IV. Основные фазы Смуты в свою очередь делятся на этап, связанный с фигурой Лжедмитрия I, период правления царя Василия Шуйского и противостояния сначала с Болотниковым, провозгласившим себя воеводой царя Дмитрия Ивановича, и «Тушинским вором», и этап перехода от тайной поддержки авантюристов к открытой интервенции со стороны Речи Посполитой.
В 1612 г., после почти трехлетнего раздробленного, разнонаправленного сопротивления захватническим действиям (как польско-литовских и шведских интервентов, так и собственных, как их именовали, «перелетов» и «воров»), силами оставшегося наиболее духовно здорового населения северо-восточной части русского государства была воплощена в жизнь сама идея общенародного единения. Героями преодоления Смуты стали не только ратники и воеводы, но и представители всех сословий, народностей, верований тогдашней России: купцы и крестьяне, дворяне и духовенство, русские, татары, мордва, чуваши и другие народы Поволжья, Урала и Сибири, и т.д., вплоть до выходцев с Северного Кавказа – клана князей Черкасских. И, если одной, возможно – главной целью иноземной интервенции и было, как раз разрушение Православного царства, то в случае победы врага, не отличавшегося тогда «мультикультурными» подходами, в не меньшей мере пострадали бы и духовно-нравственные основы и других народов России на складывающейся карте Евразии.
В результате победы Нижегородского ополчения под предводительством Минина и Пожарского, а также существенного вклада Северного ополчения князя Скопина-Шуйского и Рязанского ополчения Прокопия Ляпунова, был спасен главный духовный очаг – Троице-Сергиев монастырь (будущая Лавра) и освобождена столица Московского государства.
В 1613 г. с избранием на царство Михаила Романова была решена наконец основная проблема династического кризиса – легитимного престолонаследия, и восстановлена модель земского государства, увенчанного Земским собором, с одной стороны, и симфонии между обществом, властью и церковью, с другой стороны. Нельзя недооценить роль в этом процессе созданного по инициативе снизу выборного Совета Всея Земли, созданного в качестве переходного правительства в Ярославле.
Тем не менее, еще около шести лет шло кровавое и разорительное противоборство как с внешними врагами, так и с внутренними противниками не только нового царского рода Романовых, но и самого восстановления российской государственности и наведения общественного порядка.
Смута это тяжелейшая внутренняя болезнь народа, и хотя внешние факторы нельзя сбрасывать со счетов, все же не они были определяющими. Народ раскололся, брат шел на брата. Более того - не было единства и в Русской Православной Церкви, был даже в какой-то момент «параллельный» патриарх, поставленный сторонниками Лжедмитрия II. Это была национальная катастрофа первая, и, увы, не последняя. Вот поэтому – тема наших слушаний не юбилейные здравницы в честь достопамятных побед и достижений, а попытка анализа событий Смутного времени и определения путей выхода из подобных кризисных ситуаций, а применительно к началу XVII в. – не просто кризиса, а настоящей катастрофы, когда на карту было поставлено существование самой государственности.
Поэтому, прежде всего еще и еще раз попробуем определить сущностный и духовный смысл Смутного времени. Великая Смута в России – это не только глубокий идеологический, политический и социально-экономический кризис, поразивший правящую элиту, но в не меньшей степени, это кризис всего народного духа, утратившего, вследствие отступления от христианского пути милосердия, любви и служения ближнему, духовно-нравственные ориентиры. Жестокость, зависть, корысть, братоненавистничество, властолюбие, забвение о «едином на потребу» господствовали в российском обществе в предыдущую Смутному времени эпоху. Предержащие власть уничтожали друг друга. Раздрай в правящем классе между боярской элитой и региональным дворянством – служивыми людьми, а также внутри казачества, как активно действующей политической и военной силы, доходят и до самого низу российского общества – крестьян и холопов.
Следствием опричнины с ее казнями и пытками, карательными походами на Тверь и Новгород, а также других форм репрессивной политики Иоанна Грозного, явились расшатывание устоев страны, разорение экономики, социальная напряженность, страх и всеобщая духовная отчужденность. Общество было подавлено и деморализовано. В это трудное время открылось поле для широкой и активной деятельности разного рода безответственных авантюристов, «лихих людишек». Противоборствующие в жестокой кровавой борьбе стороны, не искали помощи Божьей, а призывали иностранных интервентов.
Неурожаи и страшный голод, обрушившиеся на Россию в царствование Бориса Годунова по попущению Божьему, стали своего рода «пусковым крючком», запустившим целые лавины различных народных движений.
И лишь, когда сам народ по Божественному вдохновению принял на себя гражданскую ответственность, осознав её как необходимый духовный выбор, он испытал чувство внутреннего единства. И в этом единстве нашли основу для приложения своих сил все народности и вероисповедания единой России – христиане, мусульмане, буддисты (а первые тайши – правители калмыцких улусов принесли присягу на верность правительству Василия Шуйского в 1607 г.), не обращенные еще в христианство язычники – все они были гражданами одной страны, ведомые Богом к предстоящему победному торжеству.
Но главной силой, обуздавшей Смуту начала XVII в. все же была Русская Православная Церковь. Если задуматься, то другой такой силы и не могло быть - когда распалось всё: вертикаль власти, экономические отношения, социальные, даже семейные, только общая вера могла дать импульс объединению, дать нравственную оценку происходящему и призвать к покаянию. И Церковь прекрасно сознавала свою объединяющую роль. Но, говоря о влиянии Церкви, прежде всего, нужно говорить о конкретных личностях. Надеюсь, все знают, какую роль в преодолении Смуты сыграл мученически умерший патриарх Гермоген. Многим ведома и фигура келаря Троице-Сергиева монастыря Авраамия Палицына и архимандрита Иоасафа. Однако были и другие фигуры, ныне незаслуженно забытые.
В первую очередь нужно вспомнить святого, которого можно сравнить с преподобным Сергием Радонежским по отношению к событиям его времени. Это преподобный Иринарх Затворник, старец Борисоглебского монастыря, который благословлял воеводу Михаила Скопина-Шуйского на его подвиги, послал ему свой крест в решающий момент снятия осады с Троице-Сергиевой обители, и этим же крестом под Ростовом Великим были благословлены собиравшие ополчение князь Дмитрий Пожарский и купец Кузьма Минин. В третий раз этим же крестом он в 1614 г. благословлял войско, направленное подавить казацкий мятеж.
А еще можно вспомнить фигуру героически погибшего тверского архиепископа Феоктиста, который хотя и прославлен как местночтимый святой, но почти никому не известен. Священномученик Феоктист, когда его, в качестве пленника, доставили из Твери в Тушинский лагерь Лжедмитрия II под Москвой, отказался иметь дело с нареченным там, в Тушино, патриархом Филаретом, остался верен патриарху Гермогену, пытался совершить побег, и его зарубили догнавшие его «воровские» казаки. Или вспомним местночтимую схимонахиню Пелагию, мать святейшего патриарха Иова (1525–1607), застреленную в Старице, когда ее захватили «тушинцы». О ней тоже сейчас мало кому известно. Так же, как и о погибшем при защите Троицкого Калязинского монастыря игумене Левкие и других иноках. О невинно убиенных насельниках многих других монастырей. И о тех иноках, кто помогал воинам, стоя с ними в одном строю на башнях и у бойниц Иосифо-Волоколамского, Пафнутьева-Боровского, Троице-Сергиева монастырей.
Все эти (и многие другие) незаслуженно забытые церковные люди очень серьезно влияли на умонастроение общества, именно через них Церковь воздействовала на русский народ и призывала его к сплочению. Смута начала XVII столетия принесла неисчислимые бедствия всей Русской земле, и в то же самое время она явила образцы подлинного героизма и патриотизма.
Священномученик Гермоген, посадский староста Минин, князья Скопин-Шуйский и Пожарский, предводитель мангазейских сибирских стрельцов Давыд Жеребцов, ярославский воевода Никита Вышеславцев, кинешемский воевода Федор Боборыкин, рязанский воевода Прокопий Ляпунов вели к победе народ не лёгкими путями. Не просто формировалось ополчение. Собирались остатки наиболее духовно-здоровой части государства, из регионов, пострадавших менее других от опричнины и первых лет Смуты. Ополчение явилось обновлённым гражданским обществом, объединенным идеей необходимости единства и преодоления Смуты. Народ совершил великий покаянный труд, свидетельством которого, в том числе, стал крестный ход ополченцев с Иконой Казанской Божией Матери 4 ноября 1612 г. С тех пор и существует этот церковный и одновременно светский, мирской Праздник.
Преодоление Великой Смуты явилось грандиозным историческим и духовно-нравственным уроком для всех последующих поколений. Посему коснемся теперь вопроса о социальной памяти.
У потомков ополченцев Минина и Пожарского, принадлежавших к самым разным сословиям и национальностям, сохранилась живая память о тех героических событиях, имевших особое значение для судеб Русского государства. Например, первый советский профессор на Северном Кавказе, замечательный ученый-лингвист и фольклорист, осетин по национальности Борис Алборов свою дипломную работу в 1912 г. посвятил песням-плачам о Скопине-Шуйском. Ученый выяснил, что эти песни распевала вся многоликая Россия: от поморов до терских казаков. Вклады князя Пожарского – его сабля и палаш Скопина-Шуйского, как святыни, хранились в течение веков в ризнице Соловецкого монастыря, и вполне вероятно вдохновляли его защитников во время отбития англо-французского десанта в 1854 г. А кому неизвестна парсуна Скопина-Шуйского из Архангельского собора Московского Кремля, хранящаяся в Третьяковской галерее?
К гробницам Минина в Нижегородском Кремле и князя Пожарского в Суздальском Спасо-Евфимиеве монастыре никогда не зарастала народная тропа. Поклонился им и нынешний президент России. Столь же свято помнили о подвигах Ивана Сусанина в Костроме, о жестком ростовском, кинешемском, кашинском и калязинском разорении.
Подвиг народов России в период Смутного времени имеет особое историческое значение. Этот подвиг является высшим проявлением патриотизма, высокой ответственности, самоотверженности простых граждан, ставших по зову сердца на защиту своей Родины. Вера в правое дело помогла им выстоять и победить. В назидание о доблестных Ополчениях 1609-1612 гг. были созданы Народные ополчения в годины других тяжких испытаний – в 1812 г. и 1941 г.
Таким образом, подвижничество, мужество и самоотверженность героев драматических событий Смутного времени явились предтечей многих последующих исторических свершений во славу нашего Отечества, причём не только в военной, но и в других сферах общественной и государственной жизни. Преодоление Смуты – это одновременно еще и яркий исторический урок строительства подлинного гражданского общества. Поэтому события 400-летней давности сохраняют актуальность и в наши дни. Каждый, кто задумывается о будущем Отечества и о сегодняшнем положении дел, понимает острую необходимость укрепления главных устоев, жизнеспособности России, восстановления народного духа и национальной идентичности. Для осуществления духовно-патриотического воспитания важно понимать, патриотами чего должны стать наши дети, защитниками каких ценностей и каких идеалов.
По нашему мнению (а я говорю сейчас от лица всей нашей Рабочей группы), главной идеей празднования 400-летнего юбилея с активным участием самых различных социальных слоёв, групп и регионов должно стать объединение всех народов России, сплочение гражданского общества, и не только в плане дальнейшего укрепления вертикали власти, а в смысле построения не менее крепкой, надпартийной горизонтали. Ибо у граждан нашей страны, помимо партийно-идеологических пристрастий должны быть еще и национально-гражданские приоритеты.
В настоящее время в целом ряде субъектов РФ, особенно на территории ЦФАО продолжается работа по подготовке к празднованию Юбилея, сформированы координационные советы с участием органов исполнительной власти, РПЦ, общественных объединений и различных организаций. Созданная в мае 2011 г. в Москве Рабочая группа по подготовке и празднованию 400-летнего Юбилея разработала проект межрегиональной программы, включающей основные мероприятия с участием самых различных государственных органов, организаций, объединений, многих регионов Северо-Западного, Центрального и Приволжско-Уральского федерально-административных округов.
Рассмотрим хотя бы вкратце, что уже сделано. За то десятилетие, в течение которого существуют и активно действуют культурно-патриотическая акция «Алтарь Отечества» и межрегиональная программа «Под княжеским стягом», в ряде регионов России накоплен значительный опыт по реализации просветительской, историко-мемориальной, научной, педагогической и краеведческой работы.
Первая акция «Алтаря Отечества» проводилась в мае 2001 г. по инициативе администрации и общественности Балахнинского района Нижегородской области и первоначально носила межрайонный характер. Еще ранее, начиная с 1992 г., на базе исторического факультета Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского начали ежегодно проводиться «Мининские чтения», материалы которых регулярно издаются, начиная с того же 2001 г.
Летом 2002 г. по инициативе представителей трёх районов смежных областей – Александровского, Калязинского и Угличского возникла межрегиональная программа «Под княжеским стягом», посвященная увековечению памяти героев преодоления Смуты и, в первую очередь, памяти незаслуженно забытого полководца князя М.В. Скопина-Шуйского.
Не случайно, что обе патриотические инициативы зародились в местах, непосредственно связанных с памятью о героях. Балахна – это родина Козьмы Минина. В Калязине и в Александрове располагались ставки князя Скопина-Шуйского во время освободительного похода 1609-1610 гг. В Угличе в мае 1591 г. произошла гибель царевича Дмитрия, положившая начало будущей Смуте.
Стартовавшая под патронажем правительства Нижегородской области и активно поддержанная колледжами Москвы под девизом «Купно за едино!» («Вместе за одно!») акция «Алтарь Отечества» проводилась ежегодно на пути следования Ополчения 1612 г., и в дальнейшем протекала, помимо Нижегородской, во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской и Московской областях, завершаясь 4 ноября у памятника Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве. Каждое лето отряды юных «ополченцев» выступали в походы и в рамках программы «Под княжеским стягом», при чем их маршруты пролегали по территориям Новгородской, Тверской, Ярославской, Владимирской и Московской областей в местах боёв войск Скопина-Шуйского. Заканчивались все межрегиональные походы ставшим традиционным фестивалем «Отчизны верные сыны» на Каринском поле под Александровом, где осенью 1609 г. состоялось одно из решающих сражений между армией Скопина-Шуйского и войсками гетмана Сапеги. В рамках фестиваля происходят выступления фольклорных коллективов, бардов, устраиваются «потешные» бои с участием военно-исторических клубов реконструкции.
В последние годы аналогичные исторические реконструкции проводились под Ярославлем, в Юже Ивановской области, под Калязином, Торопцем и в Городне на Волге в Тверской области. Стоит также особо отметить издание ряда высококачественных книг, принадлежащих перу митрофорного протоиерея Александра Соколова (Балахна), посвященных всем трем героям – князю Скопину-Шуйскому, князю Пожарскому и Минину. Празднования в 2009 г. 400-летия освободительного похода Скопина-Шуйского ознаменовались установлением памятных досок, стел, мемориальных камней и Поклонных Крестов в подмосковном Дмитрове, под Ярославлем, близ Торопца и Торжка, в историческом центре Кашина, на Шумаровском острове на Рыбинском водохранилище. В с. Городне (Конаковский район Тверской области) по инициативе программы «Под княжеским стягом», был открыт памятник Скопину-Шуйскому. Другой памятник князю-герою работы известного тверского скульптора о. Евгения Антонова появился в августе 2009 г. в Калязине.
В конце прошлого года в Сергиевом Посаде был открыт памятник героическим защитникам Троице-Сергиевой обители работы скульптора Дениса Соловьева, а в Кохме Ивановской области произошла закладка еще одного памятника Скопину-Шуйскому, над которым сейчас работает известный скульптор Андрей Ковальчук. Ранее памятники Скопину-Шуйскому работы Владимира Суровцева и Святителю Иринарху-затворнику, благословившего на ратные подвиги Скопина-Шуйского и Пожарского, появились в пос. Борисоглебский Ярославской области. Последний памятник – это дар районному центру и Борисоглебскому монастырю Зураба Церетели. В то же время по инициативе общественного движения «Народный Собор» и Женского православно-патриотического общества был сформирован Региональный общественный фонд содействия инициативе по постановке памятника Патриарху Гермогену в Москве. По инициативе данного фонда этим летом на месте гибели Прокопия Ляпунова на Воронцовом поле в Москве появился еще один Поклонный Крест.
Пять лет тому назад при содействии ряда местных администраций и глав муниципальных образований был инициирован проект «Золотой Венец России». В рамках данного проекта разработан и реализуется одноименный туристический маршрут. Это межрегиональный просветительский экскурсионный маршрут по пути следования народного ополчения под предводительством князя Дмитрия Пожарского и посадского старосты Козьмы Минина с рассказом о становлении Российского государства после лихолетья ХVII века. Первые пилотные автобусные экскурсии по маршруту были проведены в 2007 и 2008 годах. Этот проект ориентирован на наполнение конкретным историческим и географическим содержанием государственного праздника День народного единства 4 ноября.
Всероссийские конференции, посвященные истории изучения Смутного времени, помимо Нижнего Новгорода, прошли в Ярославле, Кохме и Рязани, продемонстрировав высочайший научный потенциал. Важными координационными центрами по подготовке юбилея преодоления Смуты являются на сегодняшний день Ярославский общественный оргкомитет по празднованию 400-летия народного единства, одним из сопредседатей которого является губернатор Ярославской области С.А. Вахруков, и Попечительский совет межрегиональной программы «Под княжеским стягом» во главе с Героем Советского Союза, летчиком-космонавтом А.И. Лавейкиным. По их инициативе совместно с разработчиками проекта «Золотой Венец России», во время совещания, проходившего в стенах Московской Духовной Академии в Троице-Сергиевой Лавре, была выдвинута идея создания «Клуба городов-400».
Наконец, по инициативе обоих движений – акции «Алтарь Отечества» и программы «Под княжеским стягом» состоялись две торжественные панихиды по Скопину-Шуйскому в Архангельском соборе Московского Кремля. Первую из них отслужил ризничий Патриаршьих соборов Кремля о. Вячеслав Шестаков, вторую – в мае этого года – провел Святейший патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.
Вместе со всеми этими несомненными успехами и достижениями порой не хватает необходимой консолидации регионов, отсутствует единый координационный центр по подготовке юбилея преодоления Смуты и восстановления российской государственности. Зачастую остро не хватает поддержки со стороны органов государственной власти, а иногда возникает и непонимание со стороны глав конкретных муниципальных образований, мешающих реализации историко-патриотических проектов либо игнорирующих их.
Празднование 400-летнего Юбилея должно послужить возрождению величия России, достижению тех целей и задач, которые позволят занять ей достойное место среди ведущих государств мира. Юбилей должен стать широкомасштабным, долговременным, поистине всенародным, с участием как всех основных социальных групп и слоёв российского общества, так и органов государственной власти, Русской Православной Церкви, общественных объединений и некоммерческих организаций. В соответствии с нашим пониманием задач и целей, празднование включает в себя несколько основных этапов.
На первом из них, который начнётся в январе 2012 г., должна активизироваться и развернуться деятельность во многих субъектах РФ, охватывающих территорию от западных границ до Урала и Красноярского края. В соответствии с региональными программами будут проведены самые различные мероприятия на местах сражений, в городах и населённых пунктах, сыгравших особую роль в организации отпора интервенции, внёсших весомый вклад в дело освобождения страны. Это могут быть конференции, семинары, круглые столы, крестные ходы, специальные рейсы поездов и теплоходов (с открытием навигации), авто- мото- и велопробеги по маршрутам передвижения войск народного ополчения, смотры, конкурсы, фестивали и многое другое.
На втором этапе (с августа по конец сентября 2012 г.) по результатам тематических смотров-конкурсов определяются делегации субъектов РФ, городов, населённых пунктов для участия в праздничных мероприятиях в г. Москве в начале ноября 2012 г. Отбор будет проводиться оргкомитетом (конкурсной комиссией), которая на основе разработанных положений и требований выявит конкретных участников в соответствии с подготовленными ими программами.
На третьем этапе (октябрь 2012 г.) подготовка к празднованию Юбилея достигает своего апогея. Делегации субъектов РФ, городов, населённых пунктов, прошедшие конкурсный отбор, готовятся к праздничным мероприятиям в День Юбилея на Красной площади в Москве по отдельной программе. Эта подготовка осуществляется параллельно с участием в реализации региональных программ. Все это должно широко освещаться в СМИ и на интернет-ресурсах. Благодаря этому российские граждане будут заблаговременно ознакомлены с программой мероприятий по празднованию 400-летнего Юбилея не только в Москве, но и во многих других городах и населённых пунктах всей нашей страны и смогут принять участие в торжествах.
Четвёртый этап - кульминация празднования (3-5 ноября 2012 г.). 3 ноября завершается подготовительная работа, которую помимо оргкомитета будут проводить органы исполнительной власти всех уровней и общественные объединения. Пиковой активности достигнет деятельность СМИ.
Накануне состоится Крестный ход с участием Святейшего Патриарха. 4 ноября основные мероприятия проводятся на Красной площади, оформление которой будет соответствовать духу и содержанию праздника. Состоятся праздничные богослужения. В 10.00 начинается прохождение делегаций субъектов РФ, городов и населённых пунктов по Красной площади, которое сопровождается видеотрансляциями, информирующими об их роли в освободительной борьбе и мероприятиях, проведённых на предшествующих этапах празднования.
Затем проводится военно-патриотический и культурно-фольклорный фестиваль по отдельной программе (в течение 2-3 час.). В Манеже торжественно открывается ежегодная выставка «Русь Православная» с декором, музейной экспозицией по соответствующей эпохе, и возможно какой-то святыней, связанной с событиями преодоления Смуты (например, Чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери). Во второй половине дня на Васильевском спуске и в других местах Москвы организуются культурно-массовые мероприятия и народные гуляния по отдельным программам (в каждом административном округе города). В районе Девичьего поля, близ Новодевичьего монастыря, на месте реальных боев 400-летней давности силами клуба военно-исторической реконструкции «Служивый» и его партнеров проводится реконструкция эпизодов сражения войск Ополчения с армией гетмана Ходкевича, шедшей на выручку польско-литовскому гарнизону в Кремле. В 21.00 производятся праздничный салют и фейерверк.
Помечтав о таком грандиозном праздновании Юбилея, перейдем к делам насущным. Для подготовки к слушаниям была создана Рабочая группа (РГ), в которую вошли представители порядка десяти регионов из следующих общественных организаций: Нижегородского землячества, Ассоциации Тверских землячеств, межрегиональных движений «Алтарь Отечества», «Под княжеским стягом», «Вознесение», «Омофор», ДОСААФа России, Союза краеведов России, а также представители ряда епархий РПЦ. Образованная из членов РГ редакционная комиссия работала над материалами к слушаниям. В заседаниях Рабочей группы принимали участие представители Общественной палаты, Правительства Москвы, Фонда Андрея Первозванного. Состоялись консультативные переговоры представителей РГ с председателем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московской Патриархии протоиереем Всеволодом Чаплиным.
Материалы, подготовленные РГ, легли в основу сегодняшнего заседания, в том числе, тех документов, которые имеются на руках участников заседания. В ходе заседаний выяснилось значение РГ как органа, взявшего на себя сбор информации и координацию действий регионов, общественных объединений, направленных на подготовку и празднование Юбилея. РГ показала свою эффективность. Члены РГ выступили с предложением продолжить свою работу, преобразовав Рабочую группу в Межрегиональный координационный общественный совет (МКОС) при Общественной Палате РФ.
Данный совет намерен:
1. обратиться к Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию и Правительству России, а также Общественной палате Российской Федерации о необходимости придания дням празднования 400-летия народного единства, преодоления Смуты и восстановления российской государственности 3-5ноября 2012 г. официального статуса;
2. продолжить разработку единой Межрегиональной программы подготовки и празднования 400-летия преодоления Смуты и восстановления российской государственности;
3. ввести в практику проведение заседаний МКОС в разных регионах;
4. обратиться к руководителям регионов с предложениями по реализации данной программы;
5. поручить МКОС пролонгировать данную программу до 2018 года включительно с уточнением исторического «акцента» каждого года;
6. провести в феврале-марте 2012 г. круглый стол в Государственной Думе с участием лидеров всех парламентских партий;
7. провести специальную секцию по 400-летнему Юбилею в рамках очередного Всемирного Русского Народного Собора;
8. предпринять шаги по организации Фонда программы подготовки и празднования 400-летия преодоления Смуты и восстановления российской государственности «Единение»;
9. разработать символику и атрибутику общественного движения в память об освободительной борьбе народов России в период Смутного времени (в том числе учредить памятный наградной знак, вручаемый от имени ОП РФ);
10. добиться обеспечения доступа к гробнице знаменитого русского полководца Михаила Васильевича Скопина-Шуйского в приделе Иоанна Предтечи Архангельского Собора Московского Кремля;
11. добиваться создания государственного мемориального музея князя Д.М. Пожарского с головным зданием на месте его усадьбы в Москве на улице Большая Лубянка и филиалами на в регионах;
12. пропагандировать идею создания музея-панорамы «Бой ополчения с войсками Ходкевича в 1612 г.»;
13. создать постоянно действующий веб-сайт по теме «События и уроки Смутного времени»;
14. принять участие в разработке проектов передвижных межмузейных полевых выставок, походных храмов и скиний для организации туристических и паломническо-миссионерских маршрутов и проведения богослужений вне населенных пунктов на памятных местах, связанных с событиями Смутного времени;
15. способствовать созданию и развертыванию передвижной театральной труппы и проведению театрализованных военно-исторических реконструкций сражений Смутного времени;
16. принять участие в разработке методических рекомендаций по проведению открытых уроков и других учебно-воспитательных мероприятий в образовательных учреждениях, посвящённых событиям Смутного времени;
17. инициировать возведение памятных часовен, стел и других мемориальных знаков по разработке архитекторов из состава РГ;
18. добиваться придания статуса полей ратной славы местам наиболее крупных и важных сражений (Каринскому полю под Александровом, Константиновскому полю под Калязином и т.д.).
Оптимальным было бы учредить данный Межрегиональный координационный общественный совет в ходе сегодняшнего заседания, и по итогам нашей работы обратиться с ходатайством о создании такового к секретарю Общественной Палаты РФ, академику Е.П. Велихову.
В заключении я хотел бы процитировать слова покойного патриарха Алексия Второго, сказанные в ходе интервью историческому журналу «Родина» при подготовке тематического номера по Смуте в 2005 г.: «Когда в обществе оскудевает богозаповеданная любовь к ближнему, когда утрачивается идеал народного единства, — тогда начинается разложение государства. Повергнутые в распрю, люди утрачивают духовные ориентиры, и на первое место выходят инстинкты и пороки. Жажда наживы любой ценой, пренебрежение священным даром человеческой жизни, моральный нигилизм — все это ведет к вырождению нации».
http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=1158
Доклад от Рабочей группы по подготовке слушаний в Общественной палате Российской Федерации о праздновании 400-летия преодоления Смуты и восстановления российской государственности
________________________________________
Смутным временем мы будем называть почти двадцатилетний отрезок истории нашего отечества с разделением на несколько условных этапов. Эта периодизация включает пролог – гибель царевича Дмитрия в Угличе и смерть царя Федора Иоанновича, последнего прямого Рюриковича; «предсмуту», вызванную природными катаклизмами и начавшимся экономическим кризисом; три фазы собственно Смуты с момента вторжения первого самозванца в октябре 1604 г., завершившиеся избранием Михаила Федоровича Романова и преодолением династийного кризиса; период, который можно назвать «постсмутой» вплоть до подписания Столбовского мира со Швецией в 1617 г. и Деулинского перемирия с Польско-литовском государством в 1618 г.; и, наконец, своего рода эпилог, связанный с войнами за возвращение Смоленска и отказом от притязаний на русский трон Владислава IV. Основные фазы Смуты в свою очередь делятся на этап, связанный с фигурой Лжедмитрия I, период правления царя Василия Шуйского и противостояния сначала с Болотниковым, провозгласившим себя воеводой царя Дмитрия Ивановича, и «Тушинским вором», и этап перехода от тайной поддержки авантюристов к открытой интервенции со стороны Речи Посполитой.
В 1612 г., после почти трехлетнего раздробленного, разнонаправленного сопротивления захватническим действиям (как польско-литовских и шведских интервентов, так и собственных, как их именовали, «перелетов» и «воров»), силами оставшегося наиболее духовно здорового населения северо-восточной части русского государства была воплощена в жизнь сама идея общенародного единения. Героями преодоления Смуты стали не только ратники и воеводы, но и представители всех сословий, народностей, верований тогдашней России: купцы и крестьяне, дворяне и духовенство, русские, татары, мордва, чуваши и другие народы Поволжья, Урала и Сибири, и т.д., вплоть до выходцев с Северного Кавказа – клана князей Черкасских. И, если одной, возможно – главной целью иноземной интервенции и было, как раз разрушение Православного царства, то в случае победы врага, не отличавшегося тогда «мультикультурными» подходами, в не меньшей мере пострадали бы и духовно-нравственные основы и других народов России на складывающейся карте Евразии.
В результате победы Нижегородского ополчения под предводительством Минина и Пожарского, а также существенного вклада Северного ополчения князя Скопина-Шуйского и Рязанского ополчения Прокопия Ляпунова, был спасен главный духовный очаг – Троице-Сергиев монастырь (будущая Лавра) и освобождена столица Московского государства.
В 1613 г. с избранием на царство Михаила Романова была решена наконец основная проблема династического кризиса – легитимного престолонаследия, и восстановлена модель земского государства, увенчанного Земским собором, с одной стороны, и симфонии между обществом, властью и церковью, с другой стороны. Нельзя недооценить роль в этом процессе созданного по инициативе снизу выборного Совета Всея Земли, созданного в качестве переходного правительства в Ярославле.
Тем не менее, еще около шести лет шло кровавое и разорительное противоборство как с внешними врагами, так и с внутренними противниками не только нового царского рода Романовых, но и самого восстановления российской государственности и наведения общественного порядка.
Смута это тяжелейшая внутренняя болезнь народа, и хотя внешние факторы нельзя сбрасывать со счетов, все же не они были определяющими. Народ раскололся, брат шел на брата. Более того - не было единства и в Русской Православной Церкви, был даже в какой-то момент «параллельный» патриарх, поставленный сторонниками Лжедмитрия II. Это была национальная катастрофа первая, и, увы, не последняя. Вот поэтому – тема наших слушаний не юбилейные здравницы в честь достопамятных побед и достижений, а попытка анализа событий Смутного времени и определения путей выхода из подобных кризисных ситуаций, а применительно к началу XVII в. – не просто кризиса, а настоящей катастрофы, когда на карту было поставлено существование самой государственности.
Поэтому, прежде всего еще и еще раз попробуем определить сущностный и духовный смысл Смутного времени. Великая Смута в России – это не только глубокий идеологический, политический и социально-экономический кризис, поразивший правящую элиту, но в не меньшей степени, это кризис всего народного духа, утратившего, вследствие отступления от христианского пути милосердия, любви и служения ближнему, духовно-нравственные ориентиры. Жестокость, зависть, корысть, братоненавистничество, властолюбие, забвение о «едином на потребу» господствовали в российском обществе в предыдущую Смутному времени эпоху. Предержащие власть уничтожали друг друга. Раздрай в правящем классе между боярской элитой и региональным дворянством – служивыми людьми, а также внутри казачества, как активно действующей политической и военной силы, доходят и до самого низу российского общества – крестьян и холопов.
Следствием опричнины с ее казнями и пытками, карательными походами на Тверь и Новгород, а также других форм репрессивной политики Иоанна Грозного, явились расшатывание устоев страны, разорение экономики, социальная напряженность, страх и всеобщая духовная отчужденность. Общество было подавлено и деморализовано. В это трудное время открылось поле для широкой и активной деятельности разного рода безответственных авантюристов, «лихих людишек». Противоборствующие в жестокой кровавой борьбе стороны, не искали помощи Божьей, а призывали иностранных интервентов.
Неурожаи и страшный голод, обрушившиеся на Россию в царствование Бориса Годунова по попущению Божьему, стали своего рода «пусковым крючком», запустившим целые лавины различных народных движений.
И лишь, когда сам народ по Божественному вдохновению принял на себя гражданскую ответственность, осознав её как необходимый духовный выбор, он испытал чувство внутреннего единства. И в этом единстве нашли основу для приложения своих сил все народности и вероисповедания единой России – христиане, мусульмане, буддисты (а первые тайши – правители калмыцких улусов принесли присягу на верность правительству Василия Шуйского в 1607 г.), не обращенные еще в христианство язычники – все они были гражданами одной страны, ведомые Богом к предстоящему победному торжеству.
Но главной силой, обуздавшей Смуту начала XVII в. все же была Русская Православная Церковь. Если задуматься, то другой такой силы и не могло быть - когда распалось всё: вертикаль власти, экономические отношения, социальные, даже семейные, только общая вера могла дать импульс объединению, дать нравственную оценку происходящему и призвать к покаянию. И Церковь прекрасно сознавала свою объединяющую роль. Но, говоря о влиянии Церкви, прежде всего, нужно говорить о конкретных личностях. Надеюсь, все знают, какую роль в преодолении Смуты сыграл мученически умерший патриарх Гермоген. Многим ведома и фигура келаря Троице-Сергиева монастыря Авраамия Палицына и архимандрита Иоасафа. Однако были и другие фигуры, ныне незаслуженно забытые.
В первую очередь нужно вспомнить святого, которого можно сравнить с преподобным Сергием Радонежским по отношению к событиям его времени. Это преподобный Иринарх Затворник, старец Борисоглебского монастыря, который благословлял воеводу Михаила Скопина-Шуйского на его подвиги, послал ему свой крест в решающий момент снятия осады с Троице-Сергиевой обители, и этим же крестом под Ростовом Великим были благословлены собиравшие ополчение князь Дмитрий Пожарский и купец Кузьма Минин. В третий раз этим же крестом он в 1614 г. благословлял войско, направленное подавить казацкий мятеж.
А еще можно вспомнить фигуру героически погибшего тверского архиепископа Феоктиста, который хотя и прославлен как местночтимый святой, но почти никому не известен. Священномученик Феоктист, когда его, в качестве пленника, доставили из Твери в Тушинский лагерь Лжедмитрия II под Москвой, отказался иметь дело с нареченным там, в Тушино, патриархом Филаретом, остался верен патриарху Гермогену, пытался совершить побег, и его зарубили догнавшие его «воровские» казаки. Или вспомним местночтимую схимонахиню Пелагию, мать святейшего патриарха Иова (1525–1607), застреленную в Старице, когда ее захватили «тушинцы». О ней тоже сейчас мало кому известно. Так же, как и о погибшем при защите Троицкого Калязинского монастыря игумене Левкие и других иноках. О невинно убиенных насельниках многих других монастырей. И о тех иноках, кто помогал воинам, стоя с ними в одном строю на башнях и у бойниц Иосифо-Волоколамского, Пафнутьева-Боровского, Троице-Сергиева монастырей.
Все эти (и многие другие) незаслуженно забытые церковные люди очень серьезно влияли на умонастроение общества, именно через них Церковь воздействовала на русский народ и призывала его к сплочению. Смута начала XVII столетия принесла неисчислимые бедствия всей Русской земле, и в то же самое время она явила образцы подлинного героизма и патриотизма.
Священномученик Гермоген, посадский староста Минин, князья Скопин-Шуйский и Пожарский, предводитель мангазейских сибирских стрельцов Давыд Жеребцов, ярославский воевода Никита Вышеславцев, кинешемский воевода Федор Боборыкин, рязанский воевода Прокопий Ляпунов вели к победе народ не лёгкими путями. Не просто формировалось ополчение. Собирались остатки наиболее духовно-здоровой части государства, из регионов, пострадавших менее других от опричнины и первых лет Смуты. Ополчение явилось обновлённым гражданским обществом, объединенным идеей необходимости единства и преодоления Смуты. Народ совершил великий покаянный труд, свидетельством которого, в том числе, стал крестный ход ополченцев с Иконой Казанской Божией Матери 4 ноября 1612 г. С тех пор и существует этот церковный и одновременно светский, мирской Праздник.
Преодоление Великой Смуты явилось грандиозным историческим и духовно-нравственным уроком для всех последующих поколений. Посему коснемся теперь вопроса о социальной памяти.
У потомков ополченцев Минина и Пожарского, принадлежавших к самым разным сословиям и национальностям, сохранилась живая память о тех героических событиях, имевших особое значение для судеб Русского государства. Например, первый советский профессор на Северном Кавказе, замечательный ученый-лингвист и фольклорист, осетин по национальности Борис Алборов свою дипломную работу в 1912 г. посвятил песням-плачам о Скопине-Шуйском. Ученый выяснил, что эти песни распевала вся многоликая Россия: от поморов до терских казаков. Вклады князя Пожарского – его сабля и палаш Скопина-Шуйского, как святыни, хранились в течение веков в ризнице Соловецкого монастыря, и вполне вероятно вдохновляли его защитников во время отбития англо-французского десанта в 1854 г. А кому неизвестна парсуна Скопина-Шуйского из Архангельского собора Московского Кремля, хранящаяся в Третьяковской галерее?
К гробницам Минина в Нижегородском Кремле и князя Пожарского в Суздальском Спасо-Евфимиеве монастыре никогда не зарастала народная тропа. Поклонился им и нынешний президент России. Столь же свято помнили о подвигах Ивана Сусанина в Костроме, о жестком ростовском, кинешемском, кашинском и калязинском разорении.
Подвиг народов России в период Смутного времени имеет особое историческое значение. Этот подвиг является высшим проявлением патриотизма, высокой ответственности, самоотверженности простых граждан, ставших по зову сердца на защиту своей Родины. Вера в правое дело помогла им выстоять и победить. В назидание о доблестных Ополчениях 1609-1612 гг. были созданы Народные ополчения в годины других тяжких испытаний – в 1812 г. и 1941 г.
Таким образом, подвижничество, мужество и самоотверженность героев драматических событий Смутного времени явились предтечей многих последующих исторических свершений во славу нашего Отечества, причём не только в военной, но и в других сферах общественной и государственной жизни. Преодоление Смуты – это одновременно еще и яркий исторический урок строительства подлинного гражданского общества. Поэтому события 400-летней давности сохраняют актуальность и в наши дни. Каждый, кто задумывается о будущем Отечества и о сегодняшнем положении дел, понимает острую необходимость укрепления главных устоев, жизнеспособности России, восстановления народного духа и национальной идентичности. Для осуществления духовно-патриотического воспитания важно понимать, патриотами чего должны стать наши дети, защитниками каких ценностей и каких идеалов.
По нашему мнению (а я говорю сейчас от лица всей нашей Рабочей группы), главной идеей празднования 400-летнего юбилея с активным участием самых различных социальных слоёв, групп и регионов должно стать объединение всех народов России, сплочение гражданского общества, и не только в плане дальнейшего укрепления вертикали власти, а в смысле построения не менее крепкой, надпартийной горизонтали. Ибо у граждан нашей страны, помимо партийно-идеологических пристрастий должны быть еще и национально-гражданские приоритеты.
В настоящее время в целом ряде субъектов РФ, особенно на территории ЦФАО продолжается работа по подготовке к празднованию Юбилея, сформированы координационные советы с участием органов исполнительной власти, РПЦ, общественных объединений и различных организаций. Созданная в мае 2011 г. в Москве Рабочая группа по подготовке и празднованию 400-летнего Юбилея разработала проект межрегиональной программы, включающей основные мероприятия с участием самых различных государственных органов, организаций, объединений, многих регионов Северо-Западного, Центрального и Приволжско-Уральского федерально-административных округов.
Рассмотрим хотя бы вкратце, что уже сделано. За то десятилетие, в течение которого существуют и активно действуют культурно-патриотическая акция «Алтарь Отечества» и межрегиональная программа «Под княжеским стягом», в ряде регионов России накоплен значительный опыт по реализации просветительской, историко-мемориальной, научной, педагогической и краеведческой работы.
Первая акция «Алтаря Отечества» проводилась в мае 2001 г. по инициативе администрации и общественности Балахнинского района Нижегородской области и первоначально носила межрайонный характер. Еще ранее, начиная с 1992 г., на базе исторического факультета Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского начали ежегодно проводиться «Мининские чтения», материалы которых регулярно издаются, начиная с того же 2001 г.
Летом 2002 г. по инициативе представителей трёх районов смежных областей – Александровского, Калязинского и Угличского возникла межрегиональная программа «Под княжеским стягом», посвященная увековечению памяти героев преодоления Смуты и, в первую очередь, памяти незаслуженно забытого полководца князя М.В. Скопина-Шуйского.
Не случайно, что обе патриотические инициативы зародились в местах, непосредственно связанных с памятью о героях. Балахна – это родина Козьмы Минина. В Калязине и в Александрове располагались ставки князя Скопина-Шуйского во время освободительного похода 1609-1610 гг. В Угличе в мае 1591 г. произошла гибель царевича Дмитрия, положившая начало будущей Смуте.
Стартовавшая под патронажем правительства Нижегородской области и активно поддержанная колледжами Москвы под девизом «Купно за едино!» («Вместе за одно!») акция «Алтарь Отечества» проводилась ежегодно на пути следования Ополчения 1612 г., и в дальнейшем протекала, помимо Нижегородской, во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской и Московской областях, завершаясь 4 ноября у памятника Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве. Каждое лето отряды юных «ополченцев» выступали в походы и в рамках программы «Под княжеским стягом», при чем их маршруты пролегали по территориям Новгородской, Тверской, Ярославской, Владимирской и Московской областей в местах боёв войск Скопина-Шуйского. Заканчивались все межрегиональные походы ставшим традиционным фестивалем «Отчизны верные сыны» на Каринском поле под Александровом, где осенью 1609 г. состоялось одно из решающих сражений между армией Скопина-Шуйского и войсками гетмана Сапеги. В рамках фестиваля происходят выступления фольклорных коллективов, бардов, устраиваются «потешные» бои с участием военно-исторических клубов реконструкции.
В последние годы аналогичные исторические реконструкции проводились под Ярославлем, в Юже Ивановской области, под Калязином, Торопцем и в Городне на Волге в Тверской области. Стоит также особо отметить издание ряда высококачественных книг, принадлежащих перу митрофорного протоиерея Александра Соколова (Балахна), посвященных всем трем героям – князю Скопину-Шуйскому, князю Пожарскому и Минину. Празднования в 2009 г. 400-летия освободительного похода Скопина-Шуйского ознаменовались установлением памятных досок, стел, мемориальных камней и Поклонных Крестов в подмосковном Дмитрове, под Ярославлем, близ Торопца и Торжка, в историческом центре Кашина, на Шумаровском острове на Рыбинском водохранилище. В с. Городне (Конаковский район Тверской области) по инициативе программы «Под княжеским стягом», был открыт памятник Скопину-Шуйскому. Другой памятник князю-герою работы известного тверского скульптора о. Евгения Антонова появился в августе 2009 г. в Калязине.
В конце прошлого года в Сергиевом Посаде был открыт памятник героическим защитникам Троице-Сергиевой обители работы скульптора Дениса Соловьева, а в Кохме Ивановской области произошла закладка еще одного памятника Скопину-Шуйскому, над которым сейчас работает известный скульптор Андрей Ковальчук. Ранее памятники Скопину-Шуйскому работы Владимира Суровцева и Святителю Иринарху-затворнику, благословившего на ратные подвиги Скопина-Шуйского и Пожарского, появились в пос. Борисоглебский Ярославской области. Последний памятник – это дар районному центру и Борисоглебскому монастырю Зураба Церетели. В то же время по инициативе общественного движения «Народный Собор» и Женского православно-патриотического общества был сформирован Региональный общественный фонд содействия инициативе по постановке памятника Патриарху Гермогену в Москве. По инициативе данного фонда этим летом на месте гибели Прокопия Ляпунова на Воронцовом поле в Москве появился еще один Поклонный Крест.
Пять лет тому назад при содействии ряда местных администраций и глав муниципальных образований был инициирован проект «Золотой Венец России». В рамках данного проекта разработан и реализуется одноименный туристический маршрут. Это межрегиональный просветительский экскурсионный маршрут по пути следования народного ополчения под предводительством князя Дмитрия Пожарского и посадского старосты Козьмы Минина с рассказом о становлении Российского государства после лихолетья ХVII века. Первые пилотные автобусные экскурсии по маршруту были проведены в 2007 и 2008 годах. Этот проект ориентирован на наполнение конкретным историческим и географическим содержанием государственного праздника День народного единства 4 ноября.
Всероссийские конференции, посвященные истории изучения Смутного времени, помимо Нижнего Новгорода, прошли в Ярославле, Кохме и Рязани, продемонстрировав высочайший научный потенциал. Важными координационными центрами по подготовке юбилея преодоления Смуты являются на сегодняшний день Ярославский общественный оргкомитет по празднованию 400-летия народного единства, одним из сопредседатей которого является губернатор Ярославской области С.А. Вахруков, и Попечительский совет межрегиональной программы «Под княжеским стягом» во главе с Героем Советского Союза, летчиком-космонавтом А.И. Лавейкиным. По их инициативе совместно с разработчиками проекта «Золотой Венец России», во время совещания, проходившего в стенах Московской Духовной Академии в Троице-Сергиевой Лавре, была выдвинута идея создания «Клуба городов-400».
Наконец, по инициативе обоих движений – акции «Алтарь Отечества» и программы «Под княжеским стягом» состоялись две торжественные панихиды по Скопину-Шуйскому в Архангельском соборе Московского Кремля. Первую из них отслужил ризничий Патриаршьих соборов Кремля о. Вячеслав Шестаков, вторую – в мае этого года – провел Святейший патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.
Вместе со всеми этими несомненными успехами и достижениями порой не хватает необходимой консолидации регионов, отсутствует единый координационный центр по подготовке юбилея преодоления Смуты и восстановления российской государственности. Зачастую остро не хватает поддержки со стороны органов государственной власти, а иногда возникает и непонимание со стороны глав конкретных муниципальных образований, мешающих реализации историко-патриотических проектов либо игнорирующих их.
Празднование 400-летнего Юбилея должно послужить возрождению величия России, достижению тех целей и задач, которые позволят занять ей достойное место среди ведущих государств мира. Юбилей должен стать широкомасштабным, долговременным, поистине всенародным, с участием как всех основных социальных групп и слоёв российского общества, так и органов государственной власти, Русской Православной Церкви, общественных объединений и некоммерческих организаций. В соответствии с нашим пониманием задач и целей, празднование включает в себя несколько основных этапов.
На первом из них, который начнётся в январе 2012 г., должна активизироваться и развернуться деятельность во многих субъектах РФ, охватывающих территорию от западных границ до Урала и Красноярского края. В соответствии с региональными программами будут проведены самые различные мероприятия на местах сражений, в городах и населённых пунктах, сыгравших особую роль в организации отпора интервенции, внёсших весомый вклад в дело освобождения страны. Это могут быть конференции, семинары, круглые столы, крестные ходы, специальные рейсы поездов и теплоходов (с открытием навигации), авто- мото- и велопробеги по маршрутам передвижения войск народного ополчения, смотры, конкурсы, фестивали и многое другое.
На втором этапе (с августа по конец сентября 2012 г.) по результатам тематических смотров-конкурсов определяются делегации субъектов РФ, городов, населённых пунктов для участия в праздничных мероприятиях в г. Москве в начале ноября 2012 г. Отбор будет проводиться оргкомитетом (конкурсной комиссией), которая на основе разработанных положений и требований выявит конкретных участников в соответствии с подготовленными ими программами.
На третьем этапе (октябрь 2012 г.) подготовка к празднованию Юбилея достигает своего апогея. Делегации субъектов РФ, городов, населённых пунктов, прошедшие конкурсный отбор, готовятся к праздничным мероприятиям в День Юбилея на Красной площади в Москве по отдельной программе. Эта подготовка осуществляется параллельно с участием в реализации региональных программ. Все это должно широко освещаться в СМИ и на интернет-ресурсах. Благодаря этому российские граждане будут заблаговременно ознакомлены с программой мероприятий по празднованию 400-летнего Юбилея не только в Москве, но и во многих других городах и населённых пунктах всей нашей страны и смогут принять участие в торжествах.
Четвёртый этап - кульминация празднования (3-5 ноября 2012 г.). 3 ноября завершается подготовительная работа, которую помимо оргкомитета будут проводить органы исполнительной власти всех уровней и общественные объединения. Пиковой активности достигнет деятельность СМИ.
Накануне состоится Крестный ход с участием Святейшего Патриарха. 4 ноября основные мероприятия проводятся на Красной площади, оформление которой будет соответствовать духу и содержанию праздника. Состоятся праздничные богослужения. В 10.00 начинается прохождение делегаций субъектов РФ, городов и населённых пунктов по Красной площади, которое сопровождается видеотрансляциями, информирующими об их роли в освободительной борьбе и мероприятиях, проведённых на предшествующих этапах празднования.
Затем проводится военно-патриотический и культурно-фольклорный фестиваль по отдельной программе (в течение 2-3 час.). В Манеже торжественно открывается ежегодная выставка «Русь Православная» с декором, музейной экспозицией по соответствующей эпохе, и возможно какой-то святыней, связанной с событиями преодоления Смуты (например, Чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери). Во второй половине дня на Васильевском спуске и в других местах Москвы организуются культурно-массовые мероприятия и народные гуляния по отдельным программам (в каждом административном округе города). В районе Девичьего поля, близ Новодевичьего монастыря, на месте реальных боев 400-летней давности силами клуба военно-исторической реконструкции «Служивый» и его партнеров проводится реконструкция эпизодов сражения войск Ополчения с армией гетмана Ходкевича, шедшей на выручку польско-литовскому гарнизону в Кремле. В 21.00 производятся праздничный салют и фейерверк.
Помечтав о таком грандиозном праздновании Юбилея, перейдем к делам насущным. Для подготовки к слушаниям была создана Рабочая группа (РГ), в которую вошли представители порядка десяти регионов из следующих общественных организаций: Нижегородского землячества, Ассоциации Тверских землячеств, межрегиональных движений «Алтарь Отечества», «Под княжеским стягом», «Вознесение», «Омофор», ДОСААФа России, Союза краеведов России, а также представители ряда епархий РПЦ. Образованная из членов РГ редакционная комиссия работала над материалами к слушаниям. В заседаниях Рабочей группы принимали участие представители Общественной палаты, Правительства Москвы, Фонда Андрея Первозванного. Состоялись консультативные переговоры представителей РГ с председателем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московской Патриархии протоиереем Всеволодом Чаплиным.
Материалы, подготовленные РГ, легли в основу сегодняшнего заседания, в том числе, тех документов, которые имеются на руках участников заседания. В ходе заседаний выяснилось значение РГ как органа, взявшего на себя сбор информации и координацию действий регионов, общественных объединений, направленных на подготовку и празднование Юбилея. РГ показала свою эффективность. Члены РГ выступили с предложением продолжить свою работу, преобразовав Рабочую группу в Межрегиональный координационный общественный совет (МКОС) при Общественной Палате РФ.
Данный совет намерен:
1. обратиться к Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию и Правительству России, а также Общественной палате Российской Федерации о необходимости придания дням празднования 400-летия народного единства, преодоления Смуты и восстановления российской государственности 3-5ноября 2012 г. официального статуса;
2. продолжить разработку единой Межрегиональной программы подготовки и празднования 400-летия преодоления Смуты и восстановления российской государственности;
3. ввести в практику проведение заседаний МКОС в разных регионах;
4. обратиться к руководителям регионов с предложениями по реализации данной программы;
5. поручить МКОС пролонгировать данную программу до 2018 года включительно с уточнением исторического «акцента» каждого года;
6. провести в феврале-марте 2012 г. круглый стол в Государственной Думе с участием лидеров всех парламентских партий;
7. провести специальную секцию по 400-летнему Юбилею в рамках очередного Всемирного Русского Народного Собора;
8. предпринять шаги по организации Фонда программы подготовки и празднования 400-летия преодоления Смуты и восстановления российской государственности «Единение»;
9. разработать символику и атрибутику общественного движения в память об освободительной борьбе народов России в период Смутного времени (в том числе учредить памятный наградной знак, вручаемый от имени ОП РФ);
10. добиться обеспечения доступа к гробнице знаменитого русского полководца Михаила Васильевича Скопина-Шуйского в приделе Иоанна Предтечи Архангельского Собора Московского Кремля;
11. добиваться создания государственного мемориального музея князя Д.М. Пожарского с головным зданием на месте его усадьбы в Москве на улице Большая Лубянка и филиалами на в регионах;
12. пропагандировать идею создания музея-панорамы «Бой ополчения с войсками Ходкевича в 1612 г.»;
13. создать постоянно действующий веб-сайт по теме «События и уроки Смутного времени»;
14. принять участие в разработке проектов передвижных межмузейных полевых выставок, походных храмов и скиний для организации туристических и паломническо-миссионерских маршрутов и проведения богослужений вне населенных пунктов на памятных местах, связанных с событиями Смутного времени;
15. способствовать созданию и развертыванию передвижной театральной труппы и проведению театрализованных военно-исторических реконструкций сражений Смутного времени;
16. принять участие в разработке методических рекомендаций по проведению открытых уроков и других учебно-воспитательных мероприятий в образовательных учреждениях, посвящённых событиям Смутного времени;
17. инициировать возведение памятных часовен, стел и других мемориальных знаков по разработке архитекторов из состава РГ;
18. добиваться придания статуса полей ратной славы местам наиболее крупных и важных сражений (Каринскому полю под Александровом, Константиновскому полю под Калязином и т.д.).
Оптимальным было бы учредить данный Межрегиональный координационный общественный совет в ходе сегодняшнего заседания, и по итогам нашей работы обратиться с ходатайством о создании такового к секретарю Общественной Палаты РФ, академику Е.П. Велихову.
В заключении я хотел бы процитировать слова покойного патриарха Алексия Второго, сказанные в ходе интервью историческому журналу «Родина» при подготовке тематического номера по Смуте в 2005 г.: «Когда в обществе оскудевает богозаповеданная любовь к ближнему, когда утрачивается идеал народного единства, — тогда начинается разложение государства. Повергнутые в распрю, люди утрачивают духовные ориентиры, и на первое место выходят инстинкты и пороки. Жажда наживы любой ценой, пренебрежение священным даром человеческой жизни, моральный нигилизм — все это ведет к вырождению нации».
http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=1158