В Петербурге прошел XIII ежегодный Таисиинский вечер, посвященный в этом году 400-летию Дома Романовых.

Posted 30 января 2014 by sovetnik.knemir...

15 Января 2014

14 января 2014 годп в Петербурге, в Концертном зале у Финляндского вокзала состоялся очередной XIII ежегодный Таисиинский вечер. Своими впечатлениями от него поделился в интервью «Русской народной линии» его организатор, настоятель Леушинского подворья (Санкт-Петербург) протоиерей Геннадий Беловолов:    


0_eac6a_2bc063fa_XXXL

К прошедшему юбилейному году 400-летия Дома Романовых, в котором было много событий, пожалуй, не хватало итогового заключительного вечера. Не знаю, можно ли наш вечер квалифицировать в этом качестве, но именно эта мысль меня вдохновила его провести. Поэтому был задействован один из центральных залов Санкт-Петербурга у Финляндского вокзала.

Весьма символично, что Царский вечер проходил в зале, который выходит на площадь, на которой стоит товарищ на броневике и куда-то показывает рукой. В каком-то смысле наш вечер был ответом на все эти исторические искушения. Вечер действительно стал итоговым, он прошел в первый день после завершения года чисто хронологически. Концепция вечера была сформулирована таким образом, чтобы почтить всех Государей Дома Романовых. На вечере были названы все царствовавшие особы, и каждому из них был посвящен какой-то номер. Это было наше приношение Государям - стихи, песни, инструментальная музыка.

0_eaf13_cc1bdb7d_XLВечер продлился пять часов. За это время зрители и участники прожили в музыкальных и художественных образах царствования Дома Романовых.  Для меня, как для организатора, режиссера и ведущего этого вечера встал непростой вопрос: а что мы можем преподнести Государям, какие песни и номера? Приходилось к каждому Государю тонко и художественно подходить. Какие-то вещи были очевидны. Например, первый Царь Михаил Федорович сразу вызывает культурные ассоциации с оперой Глинки «Жизнь за Царя», прозвучала заключительная ария Сусанина из этой оперы в исполнении лауреата международных конкурсов, большого дарования, молодого солиста Юрия Власова. Было сложно решить, что преподнести Государю Алексею Михайловичу, круг его интересов был широкий, в то время зарождались жанры светской музыки. Подумалось, что для нас самым важным его деянием была собирательская политика Земли Русской, в частности, воссоединение Великой и Малой России. Мы пригласили известного кобзаря Василия Жданкина из Малой Руси, который спел свои былинные песни. В частности, он привез премьеру новой песни «И день грядет». Песня посвящена идее нашего нового воссоединения и была на концерте названа неформальным гимном единства Великой и Малой Руси. И вот это выступление очень соответствовало Государю Алексею Михайловичу, который стал первым Царем Великия и Малыя Руси.

Мы вспоминали и наших малых Царей, которые меньше правили, таких, как Федор Алексеевич, Иоанн Алексеевич, но, безусловно, прежде всего, посвящения были Государям великим по своим деяниям. Петра Первого мы почтили исполнением Марша лейб-гвардии Преображенского полка, поскольку этот марш, с одной стороны, стал визитной карточкой его царствования, можно сказать, неформальным гимном России того времени и также маршем всей русской армии, как марш первого организованного военного формирования. В русской эмиграции этот марш всегда исполняли  при подъеме национального флага. И сейчас, когда воссоздан этот полк, марш звучит, вновь обретя свой государственный статус. Нам было сложно пригласить духовой оркестр, и марш исполнил в переложении для струнных инструментов квартет «Мелодия» под управлением Натальи Хазовой. Этот квартет участвовал в культурной программе прошлогоднего летнего саммита, его слушали первые лица государств, и, может быть, под впечатлением благотворной музыки руководители ведущих держав пришли к довольно осмысленным политическим итогам, остановив военное вмешательство в Сирию.

Хотя у Петра Первого имидж проевропейского Императора, прорубившего «окно в Европу», но, тем не менее, это один из самых русских и народных Царей, что проявляется во многих вещах. В любви к Петру Первому, которая не была подвергнута переоценке даже в советское время, и в том, что Петр Первый написал песню, ставшую народной, - «Как на матушке на реке Неве», даже если это народное предание приписало ему создание песни, то это тем более знаменательно. Это говорит о многом. Его народность выражена ещё и в том факте, что его можно играть. Он появляется на народных праздниках, с ним можно сфотографироваться на Невском проспекте, на Дворцовой площади, только этот Царь стал таким народным образом. Поэтому и у нас Петр Первый появился на вечере. Актер театра «На Литейном» Андрей Балашов сейчас готовит моноспектакль, посвященный Петру Первому, и он пришел в образе Царя и поделился своими государевыми мыслями о России, о народе. Это очень сильно смотрелось, зрители открыли, что Петр Первый был интеллектуалом и мыслителем. Мы стали первыми зрителями фрагментов новой работы актера.

0_eaf31_df67e5aa_XLЯ как ведущий пытался развеять идеологический миф о том, что у нас были хорошие Цари, но были и плохие. Я заявил, что плохих Царей в России не было. Господь Россию благословлял только достойными Государями, и можно говорить только о хороших и лучших. Часто отрицательные характеристики можно услышать в адрес Императрицы Анны Иоанновны. Ей в вину ставят бироновщину, засилье немцев, какие-то забавы и потехи, неумение управлять великой страной, но опять же, никто из Царей Романовых не служил самому себе, а служили только России. Именно при ней в состав России была включена Камчатка, т.е. Россия достигла своего восточного рубежа. Именно она приказала отправить экспедицию Беринга, она следовала принципу Петра Первого, а именно поставить Европу на службу России. Именно при Анне Иоанновне появляется русская классическая музыка, были привлечены европейские музыканты, композиторы, смогли проявить себя поэты, такие как Тредиаковский, начал научный путь Михайло Ломоносов. Всё это было при Анне Иоанновне. Она вернула столицу из Москвы в Петербург. Будучи дочерью Иоанна Алексеевича, она была последовательницей Петра Первого. Она заботилась о духовной стороне жизни Северной столицы, основав Троице-Сергиеву пустынь близ города. На вечере была прочитана ода Анне Иоанновне, написанная архиепископом Феофаном Прокоповичем, бывшим первенствующим членом Святейшего Синода. И была исполнена скрипичная музыка её времени,  настолько утонченная, что мы оценили вкус и уровень культурной жизни Императорского двора. Это была самая простая и яркая реабилитация царствования Анны Иоанновны. «Ледяной дом» Лажечникова растаял за пять минут этой музыки, как мифологема её царствования.

Елизавете Петровне была посвящена песня, написанная в наше время петербургским автором Антоном Галицким, о духовной связи Елизаветы Петровны и блаженной Ксении. Может, немногие обращают внимание на тот факт, что жизненная трагедия блаженной Ксении - неожиданная утрата возлюбленного мужа - повторилась в жизни Елизаветы Петровны. Причем жених её, голштинский принц Карл Август, неожиданно умер, не дойдя до алтаря. И она потом сохранила ему верность и не вступала в брак. Вот эта перекличка судеб Императрицы и блаженной странницы, наверное, привела к тому, что блаженной была открыта кончина Императрицы, и она за день до смерти Елизаветы Петровны ходила по улицам и восклицала: «Пеките блины, завтра вся Россия будет печь блины», а блины у нас пекут на поминки. На другой день Россия узнала о кончине Императрицы. Это было Рождество Христово.

Екатерина Вторая была удостоена русского народного танца. Замечательный ансамбль танца Дома творчества «Преображенский» исполнил композицию «Российские перезвоны». Это был неслучайный выбор, поскольку Императрица Екатерина Вторая, будучи немкой, любила всё русское, восхищалась русским народом, его талантами, силой, умом. Она говорила, что русский народ «особенный во всем свете». Некоторые удивлялись, чем вызвано такое восхищение этим  народом. Она же отвечала, что считает для себя счастьем быть Императрицей этого народа. Пожалуй, не многие из политических деятелей России сказали столько доброго о нашем народе. Народ это оценил и полюбил Екатерину, и даже не вспоминали, что она немка. Это пример того, как можно стать русским по духу. Это чудо русской истории, как немка могла стать русскою душой. Она любила русские песни, танцы, есть замечательный портрет Императрицы в русском сарафане и кокошнике. Это был не какой-то маскарад, она поняла, что для того, чтобы стать русской Императрицей, надо стать русской в душе. Поэтому на нашем вечере мы посвятили ей русский пляс.

Подвиг Императора Павла Первого также был воспет в авторской песне Антона Галицкого. Был подчеркнут факт того, что написание песни свидетельствует о народном почитании Царя как мученика, и очевидно, что рано или поздно придет черед его прославления.

Император Александр Первый, в первую очередь, для нас Царь – победитель Наполеона. Но он совершил ещё одну победу, победу над собой. Предание, что Император стал странником Феодором Кузьмичом, конечно, нельзя ни доказать, ни опровергнуть, в него можно только верить. Это предание очень точно соответствует духу русских Государей и, в частности, Александра Первого. Он, действительно, если и не был тем странником, но духовно был готов к этому. И есть песня, которая посвящена именно этому «Императору-старцу», Императору, ставшему странником. Ее написал и исполнил петербургский бард Федор Борковский. Это очень достойное приношение Александру Павловичу, тем более, что в этом году исполняется 150 лет со дня преставления этого царственного странника в 1864 году.

Николаю Первому также досталось от революционной пропаганды, как только его ни называли! Но на вечере мы вспомнили титул, которого он был удостоен как современниками, так и потомками, - «Николай-подвиголюбивый». Его так часто именовали, и он достоин такого высокого титула. Его душа стремилась к подвигу, к служению. Не многие так любили Россию, как он. Именно он возродил русское начало во всех слоях жизни российского общества. Николаю Павловичу принадлежит фраза, которую многие потом повторяли. Он как-то сказал: «Благодари Бога за то, что ты русский». Это особое духовное переживание русскости, понятия, которое в себе соединяет и православность, и самодержавность, и национальность, Император вознес на небывалую высоту. Русификация всей жизни - это его величайший духовный подвиг. Он был Царь-рыцарь, истинный сын своего отца, наделенного рыцарскими качествами долга и чести. Ему на вечере была преподнесена музыкально-поэтическая композиция, баллада С.Бехтеева «Солдатские похороны». Это замечательное стихотворение, в котором описан реальный случай из жизни Императора. Он однажды увидел похороны бедного солдата, а за гробом шла одинокая мать. Император, узнав, что это солдат, который воевал за Россию, спешился с коня и сам пошел вместе с матерью. Когда эту процессию видели люди, то думали: кто же это, что за его гробом идет сам Царь. Мать, когда уже во вратах кладбища оглянулась, то увидела, что за гробом её сына-воина идет такая процессия, какая не всегда могла идти за гробом генерала. Царь, таким образом, прославил подвиг неизвестного солдата. Балладу прочел актер Тверского драматического театра, заслуженный артист России Георгий Николаевич Пономарев, специально приехавший с этим номером на царский вечер в Петербурге. Это был дар нам от Романовского вечера в Твери, который прошел осенью по благословению митрополита Виктора.

Мы вспомнили и о том, что Дом Романовых - это не только царственные особы, но это большая семья, необычайно яркая и талантливая, в ней были поэты, художники, композиторы, историки, флотоводцы и многие другие. Можно сказать, что в этой семье воплощался образ всей России, её талантов. Это был блистательный Дом не только в истории Европы, но и всего человечества. Особенно 19 век, который составил славу России. Как символическое посвящение всем членам семьи была исполнена «Серенада» великого князя Константина Романова на музыку Чайковского.

Александр Второй как бы сам сделал нам приношение, поскольку на вечере была исполнена музыка, им написанная. В процессе работы над вечером я сделал для себя большое открытие, что в Доме Романовых были композиторы. Княгиня Александра Иосифовна, супруга Константина Николаевича, была замечательным композитором. Кроме неё, музыкальным творчеством занимался Император Александр Николаевич. Удалось разыскать его юбилейный коронационный марш и в кратчайшие сроки его отрепетировать. Ансамбль учащихся Школы при Консерватории представил нам первое исполнение этого марша после 1917 года в Петербурге. Марш поразил утонченностью мелодии, он не уступает шедеврам русской классики. Надеемся, что первое исполнение не станет последним, и марш будет звучать на разных площадках. Три Императора носили имя Александр и царствовали в 19 веке. Три Александра навеяли образ трех богатырей, и была исполнена петербургской певицей Татьяной Чусовой песня «Три Александра – три богатыря», посвящение сразу трем Императорам. А на сцене в это время проецировалась картина Васнецова «Три богатыря». Таким образом, возник образ царского богатырства. Особенно это характерно для Александра Третьего – Царя-миротворца, который духовно и внешне воплощал в себе образ Царя-богатыря.

Также на вечере была проведена презентация проекта РНЛ - видеофильмов «Русские герои». Это авторская разработка доктора исторических наук Андрея Александровича Иванова. Был показан один фильм из этого цикла - о купце Иголкине. Это было настоящее открытие. В один ряд с Иваном Сусаниным в нашем сознании встал настоящий русский герой Прохор Иголкин, который показал свою любовь к Государю Петру Первому. Подвиг таких людей предваряет подвиг тех четырех царских слуг, которые не оставили Царскую семью в Екатеринбурге. Именно такие люди составляют цвет и украшение нашего народа. Андрей Александрович Иванов рассказал, как идет подбор героев, какие критерии понятия «русский герой» применяются. Анатолий Дмитриевич Степанов рассказал об общей идее этого проекта и высказал мысль, что у нас сейчас дефицит героев, и тема русского героизма очень важна, поскольку без этого нет будущего, мы просто уступим всем нашим неприятелям. Проект важен для формирования русского сознания.

На вечере была совершена церемония занесения имени Императора Александра Третьего в Золотую книгу Санкт-Петербурга. Этот проект носил международный характер, поскольку инициатором занесения выступила РНЛ, Анатолий Дмитриевич Степанов, и эту инициативу поддержало финское общество «Лангинкоски», которое является хранителем памяти Александра Третьего, поддержали ряд организаций, в том числе и благотворительный фонд княгини Ольги Александровны, который возглавляет Ольга Николаевна Куликовская-Романова. Она прислала письмо в адрес вечера, принимала участие в редактуре текста для занесения в этот фолиант. Запись сделал непосредственно А.Д.Степанов, он же и огласил её на этом вечере. Внутри этого акта было совершено дарение иконы Иоанна Кронштадтского в Тихвинский Введенский монастырь. Поскольку Александр Третий преставился на руках праведного Иоанна Кронштадтского, то было вполне уместно вспомнить об их духовной связи. Ещё на прошлом вечере мы начали сбор средств для написания иконы. Инициаторами стали потомки отца Иоанна Кронштадтского - правнучатая племянница Елена Николаевна Шпякина и Светлана Игоревна Шемякина. Этот проект удалось осуществить. Настоятельница Свято-Введенского Тихвинского монастыря матушка Тавифа приняла из их рук большой красивый храмовый образ дорогого батюшки. Икона была освящена в мемориальной квартире отца Иоанна и написана при участии Леушинского подворья. Она для нас стала связью с именем игуменьи Таисии.

0_eaf47_c1c18f9f_XLВ заключение этого обзора царствования Дома Романовых была исполнена новая песня «400 лет вместе». В процессе подготовки к вечеру я открыл для себя, что 300-летие царствования было отмечено очень масштабно. Открывались храмы, памятники, были написаны музыкальные произведения, а 400-летие при всём масштабе через время может забыться. Возникла мысль, почему нет музыкальных памятников этому событию? Не хватает песни. И я дерзнул написать текст, обратился к руководителю Детского хора радио и телевидения Санкт-Петербурга Игорю Грибкову. Он поддержал эту идею. Музыку написал петербургский композитор Сергей Мазуренко. И вот первое исполнений этого гимна «400 лет вместе» состоялось на вечере в исполнении С.Мазуренко и сопровождении Детского хора. Учитывая статусность хора, а это государственный хор, и статусность премьеры была на высшем уровне. Зал подпевал, тем более, что текст раздали заблаговременно.

Завершилось отделение исполнением гимна «Боже, Царя храни» в исполнении Детского хора при стоящем зале.

На вечере присутствовал архимандрит Гавриил из Сестрорецка, который принес на вечер чтимый образ Царя-Мученика Николая и Цесаревича Алексея в форме Казачьего конвоя Его Императорского Величества. Также на вечере была ещё одна чтимая икона святителя Феодорита Рязанского с частицей мощей. Этот святитель первый возгласил имя Михаила Романова на Земском соборе 1613 года. Он выкликал это имя на Красной площади перед народом. Именно он возглавлял депутацию Собора в Ипатьевский монастырь и вымаливал согласие инокини Марфы о благословении ею сына на русское Царство. Именно его слово и склонило её волю к избранию сына. Так что он сыграл роль в судьбе Отечества, и для нас это стало благословением на проведение вечера. Пять часов прошли, как полчаса.

Второе отделение было посвящено памяти Царя-Мученика Николая Второго, столетию начала Первой мировой войны и явлению Августовской иконы Божией Матери. Выступили Ирина Скорик, В.Малышев, казачий хор «Терек», присутствовал игумен Герасим, настоятель Афонского монастыря на Кавказе. Ему директор Музея артиллерии В.М.Крылов вручил грамоту и поблагодарил за дар Петербургу от этой обители – бюст князю Михаилу Николаевичу, установленный в ноябре прошлого года.

На сцену была принесена икона Августовской Божией Матери воинами в форме солдат Первой мировой войны, членами Военно-исторического клуба под руководством д.и.н. Алексея Арановича. Он рассказал о русских солдатах. Его рассказ дополнил В.С.Правдюк, автор эпопеи «Забытая война».


http://otets-gennadiy.livejournal.com/156151.html

Фотографии Татьяны Горд (Санкт-Петерубрг). http://otets-gennadiy.livejournal.com/156164.html