Протоиерей Александр Ткаченко: Отречение Николая II от престола нельзя считать "концом монархии".

Posted 18 марта 2014 by sovetnik.knemir...

18 Марта 2014
Протоиерей Александр Ткаченко - директор государственного Детского хосписа, основатель детских хосписов в России, настоятель храма в Суворовском военном училище и храма при городском гериатрическом центре в Санкт-Петербурге прокомментировал статью "Церковь объявила святым Государя, а не его политику: Мнения священнослужителей" на сайте regions.ru.

35710

"Как клирик РПЦ я поддерживаю официальную позицию Московского Патриархата относительно личности последнего Царя. Она была определена еще в 2000 году: Николай II и его семья причислены к лику святых страстотерпцев. Канонизация - это официальное признание иерархией и народом Божьим данной от Бога святости человека.


Святость не означает безгрешности. Допустимо изучать и анализировать деятельность Николая II как правителя и видеть не только его достижения, но и его грехи и просчеты. Канонизация монарха не означает оценки всех его политических действий как абсолютно правильных. Как и у любого политического деятеля, у Николая II были ошибки; впрочем, в предреволюционные дни они возникали не в последнюю очередь из-за дезинформации заговорщиками о ситуации и общественных настроениях в стране.

Николай II был цельной личностью с твердыми убеждениями. В его царствование страна достигла высочайших показателей в области экономики. Заслуги Николая II признавали выдающиеся мировые политики XX века.

Период общения Николая II с Распутиным также не препятствует канонизации: даже Чрезвычайная следственная комиссия Временного правительства, состоявшая из революционеров, была вынуждена констатировать, что в области управления страной, назначений на посты и т.п. влияние Распутина не прослеживается.

Комиссия по канонизации Царственных Страстотерпцев выделила в жизни Николая II два неравных по продолжительности и духовной значимости периода: время царствования и время пребывания в заключении. Период духовных и физических страданий Царственных Узников для Церкви имеет большее значение. Основное настроение Государя Николая Александровича и его семьи в это время – Богообщение, постоянная молитва в христианском смирении. При любой возможности они приходили в храм, принимали Таинство Причастия – хотя в их последние дни это было связано с необходимостью унизительнейших просьб к будущим палачам. По многим свидетельствам, они знали о готовящейся кончине, но не впадали в отчаяние, а целиком вверили себя Божиему Промыслу.

Взаимоотношения в семье Николая II, взаимная любовь и до заключения, и после, - пример для каждой христианской семьи. Об этом свидетельствуют и ныне здравствующие, и уже почившие члены Российского Императорского Дома Романовых. Конечно, это никак не означает, что Царь забывал о своем долге правителя.

Отречение Николая II от престола нельзя считать "концом монархии". Император счел полезным для страны сложить с себя политическую власть, но он был уверен, что его брат Михаил примет престол. Когда Великий Князь Михаил Александрович под давлением революционеров принял решение отложить принятие власти до решения Учредительного собрания о форме правления, Россия стала монархией с вакантным престолом. Лишь 1 сентября 1917 года Временное правительство А. Керенского провозгласило Россию республикой, но это было сделано с нарушением прежде принятых условий, до созыва Учредительного собрания. Во всяком случае, отречение Николая II нельзя рассматривать как дезертирство. Он хотел таким образом предотвратить Гражданскую войну в условиях войны с внешним врагом, но оставался до конца верен законам и своим принципам.

Очень важно, что современное Российское государство дало правовую оценку цареубийству. 1 октября 2008 года после трехлетнего процесса, инициированного Главой Дома Романовых, Великой Княгиней Марией Владимировной, высшая судебная инстанция России - Президиум Верховного суда РФ - принял законное и обоснованное решение о признании членов Царской Семьи жертвами политических репрессий, подлежащими реабилитации. Вскоре Великая Княгиня Мария Владимировна получила свидетельства о реабилитации остальных своих казненных родственников и их верных служителей. Эти документы имеют большое значение не только для государства и Императорского Дома, но и для Церкви. Православным гражданам России было небезразлично, что святые царственные страстотерпцы с правовой точки зрения продолжали считаться преступниками. Теперь этот вопрос решен в полном соответствии с законом и моралью.

http://regions.ru/news/2502533/