А.Н. Закатов. Орден св. Анастасии. Историческое уточнение.

Posted 1 ноября 2022 by sovetnik.knemir...

21 Октября 2022
Орден св. Анастасии. Историческое уточнение. К истории Императорского Ордена Святой Великомученицы Анастасии Узорешительницы.

В недавнее время в нескольких публикациях, в целом глубоких, интересных, объективных и доброжелательных, прозвучало мнение о том, что, якобы, при учреждении Императорского Ордена Святой Великомученицы Анастасии Узорешительницы в 2010 году была допущена «ошибка» в выборе имени его небесной покровительницы и в определении её связи с Царицей Анастасией Романовной.

Так в книге известного церковного историка архимандрита Макария (Веретенникова) (Макарий (Веретенников), архимандрит. Первая русская царица. - Сергиев Посад: МДА, 2022. – 124 с.) в комментарии к упоминанию о Императорском Ордене Святой Анастасии говорится: «Можно только пожалеть об ошибке — небесной покровительницей Царицы Анастасии была св. Анастасия Римляныня».

Несколько ранее, в статье Т.А. Исаченко «Две Анастасии. К вопросу о тезоименитстве первой русской царицы и великой княжны-мученицы» заявляется: «смешение двух тезоименитых римских святых представляется ошибочным, что ставит под сомнение «подлинно исторический» характер соответствующей статьи Статута [Ордена Св. Анастасии]» (Исаченко Т.А. Две Анастасии. К вопросу о тезоименитстве первой русской царицы и великой княжны-мученицы // Культурное наследие России. 2021. № 4. - С. 11)

Подобные действительно ошибочные утверждения, сделанные, конечно, без какого-либо недоброго умысла, но способные породить огорчения, сомнения и соблазны, нуждаются в пояснении.

Дамский Орден Святой Великомученицы Анастасии был учрежден Главой Российского Императорского Дома Е.И.В. Государыней Великой Княгиней Марией Владимировной 7/20 августа 2010 года, в процессе подготовки к 400-летнему юбилею преодоления Смуты и в ознаменование 450-летия со дня кончины первой Царицы из Рода Романовых Анастасии Романовны, благодаря браку с которой Царя Иоанна IV Грозного возникли религиозно-правовые основания для призвания династии Романовых на царство Великим Поместным Церковным и Земским Собором в 1613 году.

Орден Святой Анастасии Узорешительницы объединяет верных дочерей Отечества, отличившихся на благотворительном, культурном, здравоохранительном, воспитательном, научном и иных полезных для государства и общественно-значимых поприщах и продолжающих свою милосердную деятельность под Высочайшим покровительством Главы Российского Императорского Дома.

Первые Указы о награждении Императорским Орденом Св. Анастасии были подписаны Государыней Великой Княгиней Марией Владимировной в Санкт-Петербурге, 29 июня/12 июля 2013 года, в день памяти Свв. Первоверховных Апостолов Петра и Павла. В тот же день после Патриаршего Богослужения (совершенного в Родовой Усыпальнице Российского Императорского Дома — Петропавловском соборе Санкт-Петербурга в ознаменование 400-летия преодоления Смуты, восстановления Российской Государственности и всенародного призвания на царство Династии Романовых) в Митрополичьих покоях Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры в присутствии Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, членов Священного Синода Русской Православной Церкви и духовенства Санкт-Петербургской Митрополии Великая Княгиня Мария Владимировна осуществила первое в истории Ордена награждение.

Первая церемония награждения Орденом св. Анастасии в Москве состоялась в памятный день Ордена, 7/20 августа 2013 года, в Марфо-Мариинской обители милосердия (основанной двоюродной бабушкой Государыни Марии Владимировны — св. преподобномученицей Великой Княгиней Елисаветой Феодоровной), после молебна небесной покровительнице Ордена св. Великомученице Анастасии Узорешительнице и литии по Благочестивейшей Благоверной Царице Анастасии Романовне, Святейшем Патриархе Филарете (Романове) и по всем почившим Главам Дома Романовых от Михаила Феодоровича до Владимира Кирилловича и их августейшим супругам.

Учреждению Ордена, естественно, предшествовало изучение исторических вопросов, связанных с почитанием святой Великомученицы Анастасии Узорешительницы и с судьбой Благоверной Царицы Анастасии Романовны.

В ходе этих исследований было выявлено, что точных неоспоримых данных о дате рождения Царицы Анастасии Романовны и о дне её небесной покровительницы не имеется. Существуют косвенные данные, позволяющие обосновывать разные гипотезы, но для безапелляционных утверждений в исторических источниках информации недостаточно.

Государыне Марии Владимировне и чинам её Канцелярии было известно, что некоторые исследователи считают небесной покровительницей Царицы Анастасии Романовны не святую великомученицу Анастасию Узорешительницу, а преподобномученицу Анастасию Римляныню, память которой отмечается 29 октября/11 ноября.

Однако это мнение носило гипотетический характер (следует отметить, что в настоящее время архимандритом Макарием (Веретенниковым) точно установлено на основании Кормовых книг ряда монастырей, что днём Ангела Царицы Анастасии Романовны считался именно этот день).

Как сообщает о преподобномученице Анастасии Римляныне «Православная Энциклопедия», «в царствование имп[ератора] Диоклетиана пострадала также вмц. Анастасия Узорешительница, и уже в ряде древних агиографических произведений отсутствует четкое разделение сведений об А[настасии] Р[имляныне] и Анастасии Узорешительнице (называемых соответственно Старшей и Младшей), поэтому возникают трудности с идентификацией их мощей, изображений и посвященных им храмов» (https://www.pravenc.ru/text/114936.html). В Великие Минеи-Четьи Св. Митрополита Макария, современные жизни Царицы Анастасии Романовны, кроме жития св. Анастасии Узорешительницы из Пролога включены страдания преподобномученицы Анастасии Римляныни. Поскольку св. Анастасия Узорешительница также была римлянкой, не представляется возможным утверждать, что между почитаниями этих двух святых в XVI веке существовало чёткое разделение.

В дальнейшем небесной покровительницей членов Дома Романовых, носивших имя Анастасия, неизменно признавалась святая Великомученица Анастасия Узорешительница, и все они праздновали именины в день её памяти 22 декабря/4 января.

Исходя из этого, а также из того, что св. Великомученица Анастасия Узорешительница вообще пользуется более широким почитанием в православном мiре, Государыня Мария Владимировна приняла решение учредить Орден именно в её честь. Несомненно, что и Царица Анастасия Романовна обращалась в молитвах также к великомученице Анастасии Узорешительнице и почитала эту тезоименитую ей святую не менее, чем преподобномученицу Анастасию Римляныню.

При редактировании текста Статута Ордена, как и любого другого Высочайшего акта, продумывалось каждое слово. Не игнорируя утверждений о том, что Царица Анастасия Романовна считала своей главной небесной покровительницей святую преподобномученицу Анастасию Римляныню, Государыня Мария Владимировна одобрила  следующую формулировку: «в честь святой Великомученицы Анастасии, в память о тезоименитой ей Царице Анастасии Романовне, благодаря браку с которой Царя Иоанна IV Грозного Дом Романовых впоследствии унаследовал права и обязанности угасшего Царского Дома Рюриковичей и был призван на престол Великим Поместным и Земским Собором 1613 года». То есть, словосочетание «небесная покровительница» или что-либо подобное в Статуте Ордена не используется. А то, что Царица Анастасия Романовна тезоименита (то есть соимённа; является тёзкой) св. Анастасии Узорешительнице, не подлежит никакому сомнению.

Таким образом, по воле Главы Российского Императорского Дома Орден учрежден в честь Святой Великомученицы Анастасии Узорешительницы, казненной за исповедание Христовой Веры в 304 году во время гонений Императора Диоклетиана, и в память о первой Царице из Рода Романовых Анастасии Романовне (1530 — Москва, 7/20 августа 1560), независимо от того, в день какой святой Анастасии она праздновала свои именины.

Никакого «смешения двух святых», никакой «ошибки» здесь нет, это осознанное и продуманное решение, и «сожалеть» о нем нет никаких оснований.

Аналогично в 1988 году Глава Российского Императорского Дома Е.И.В. Государь Великий Князь Владимир Кириллович учредил Орден Святого Михаила в честь св. Архистратига Михаила и в память первого Царя из Дома Романовых Михаила I Феодоровича, хотя день Ангела этого монарха приходится на праздник св. преп. Михаила Малеина 12/25 июля, и Государю Владимиру Кирилловичу и его сотрудникам, как и всем, кто мало-мальски интересуется историей Дома Романовых, это факт был прекрасно известен.

Сожалеть в рассматриваемом ныне случае можно, скорее, о некоторой невнимательности, допущенной уважаемыми коллегами, во-первых, к формулировкам Статута Ордена Святой Анастасии, в которых они ошибочно увидели то, чего там нет, а во-вторых, к некоторым иным аспектам истории почитания членами Дома Романовых святой Великомученицы Анастасии Узорешительницы.

Так, Т.А. Исаченко, рассуждая о том, какая из святых Анастасий была небесной покровительницей св. Великой Княжны-Страстотерпицы Анастасии Николаевны, написала: «В источниках (включая личные книги и рукописи с автографами Анастасии), нам ни разу не встретилось соотнесение ее тезоименитства с датой 22 декабря – днем Анастасии Узорешительницы» (Исаченко Т.А. Две Анастасии. К вопросу о тезоименитстве первой русской царицы и великой княжны- мученицы // Культурное наследие России. 2021. № 4. - С. 15).

Между тем, для установления дня тезоименитства св. Великой Княжны-Страстотерпицы Анастасии Николаевны совершенно излишним было изучать «личные книги и рукописи», а достаточно открыть официальный «Придворный календарь», где указывается, что этот день – праздник Св. Великомученицы Анастасии Узорешительницы 22 декабря/4 января.

Прошу глубокочтимого о. архимандрита Макария и уважаемую Татьяну Александровну, если они прочитают эту заметку, на меня не обижаться. Надеюсь, они примут во внимание данную мной информацию и учтут её в дальнейшей работе над своими высокополезными историческими трудами.

Александр Николаевич Закатов.


* * *

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Статут Императорского Ордена
Святой Великомученицы Анастасии Узорешительницы


Императорский Орден св. Великомученицы Анастасии учрежден Главой Российского Императорского Дома Е.И.В. Государыней Великой Княгиней Марией Владимировной, Верховной Начальницей Российских Императорских и Царских Орденов, 7/20 августа 2010 года в честь святой Великомученицы Анастасии, в память о тезоименитой ей Царице Анастасии Романовне, благодаря браку с которой Царя Иоанна IV Грозного Дом Романовых впоследствии унаследовал права и обязанности угасшего Царского Дома Рюриковичей и был призван на престол Великим Поместным и Земским Собором 1613 года.

Учреждение Ордена Святой Анастасии ознаменовывает 450-летний юбилей со дня блаженной кончины Благочестивейшей Царицы Анастасии Романовны (2010 г.) и 400-летний юбилей Царского и Императорского Дома Романовых (2013 г.).

1. Императорским Орденом св. Великомученицы Анастасии награждаются особы женского пола за выдающиеся заслуги перед Отечеством и Российским Императорским Домом.

2. Орден св. Великомученицы Анастасии имеет одну степень. Знак Ордена носится на банте на левой стороне груди. Кавалерственные дамы Ордена приобретают права личного дворянства.


3. Сопричисление к Императорскому Ордену св. Великомученицы Анастасии производится Указами Главы Российского Императорского Дома по представлению уполномоченных на то учреждений и организаций. Грамоты на право ношения орденского знака подписываются лично Главой Российского Императорского Дома и заверяются подписью директора Канцелярии Е.И.В. или канцлера Капитула Орденов и наград Российского Императорского Дома и печатью Канцелярии Е.И.В.

4. В общем порядке старшинства Императорских и Царских Орденов Орден Святой Анастасии следует за Императорским Военным Орденом Святителя Николая Чудотворца наравне с Императорским и Царским Орденом Святого Станислава (для особ мужского пола). Кавалерственные Дамы Императорского Военного Ордена Святителя Николая Чудотворца, удостоенные Императорского Ордена Святой Анастасии, носят его знак после знаков Ордена св. Николая. Кавалерственные Дамы Императорского Ордена Святого Михаила Архангела, удостоенные Императорского Ордена Святой Анастасии, носят его знак выше знака Ордена Св. Михаила.

5. Девиз Ордена: Вера-Надежда-Любовь

6. Орденскими праздниками устанавливаются день памяти святой Великомученицы Анастасии Узорешительницы 22 декабря/4 января (304) и день поминовения Благочестивейшей Царицы Анастасии Романовны 7/20 августа (1560). Эти дни должны отмечаться совместным участием Кавалерственных Дам в Богослужениях и особо значимыми делами милосердия и благотворительности от имени Ордена и его Августейшей Учредительницы.


Описание знака Императорского Ордена Святой Великомученицы Анастасии Узорешительницы

Знак Императорского Ордена Святой Великомученицы Анастасии состоит из четырехконечного Белого Креста с расширяющимися раздвоенными концами с сине-золотой каймой и из белой муаровой ленты с сине-золотым кантом. В углах между концами креста расположены золотистые Романовские Грифоны, обращенные в правую геральдическую сторону. На лицевой стороне знака в центре в розетке — круглый медальон, обрамленный золотистым кантом, с финифтевым изображением образа Святой Великомученицы Анастасии, точно воспроизводящим икону, принадлежащую Главе Российского Императорского Дома Е.И.В. Государыне Великой Княгине Марии Владимировне.

Крест увенчан Императорской Короной.

На оборотной стороне знака на верхнем луче помещается вензель Августейшей Учредительницы Ордена Главы Российского Императорского Дома Е.И.В. Государыни Великой Княгини Марии Владимировны. В центре по кругу — девиз Ордена «В;ра Надежда Любовь». На нижнем луче гравируется номер знака, совпадающий с номером Высочайшей Грамоты о сопричислении к Ордену.

Знак крепится булавкой и носится на банте из ленты шириной 45 мм.