Закатов А.Н. Традиции благотворительности Дома Романовых.
А.Н.Закатов. Традиции благотворительности Дома Романовых.
Одно только перечисление благотворительных учреждений, организаций и отдельных акций, находившихся под покровительством членов Российского Императорского Дома и их приближенных до революции, потребовало бы издания объемистого тома. Императоры и члены их большой разветвленной семьи, другие представители элиты Российской Империи старались следовать принципу, великолепно сформулированному генерал-фельдмаршалом князем М.С. Воронцовым: «Богатые и сильные должны жить и поступать так, чтобы другие люди прощали им их богатство и власть».
В 1917 году прощать более не захотели… Все оставшиеся в России представители династии и значительная часть аристократии были физически уничтожены в годы террора. Некоторые спаслись в изгнании, а оставшиеся на Родине и чудом выжившие долго прозябали на правах постоянно притесняемых, полностью ограбленных и презираемых «лишенцев».
Вся прежняя система организации дел милосердия, как светского, так и церковного, была уничтожена, а новой никто и не собирался создавать. Тоталитарное государство заявило, что оно полностью берет на себя обеспечение всех граждан. Однако, даже признавая определенные достижения советской власти в социальной сфере, нельзя не согласиться, что проблемы нуждающихся не было и не будет способно эффективно решать ни одно государство в мире, если в стране отсутствует свободное и органичное гражданское общество.
Революция не принесла вожделенного «равенства». По закону все стали равны, но на практике некоторые были «равнее», причем несоизмеримо с большинством народа. Обеспечение власть имущих состоянием и привилегиями во все времена и при любых режимах достигается без особенных сложностей самими обеспечиваемыми. Значительно труднее найти решение проблем миллионов бедных, больных, престарелых, социально незащищенных сограждан. В этой области богатейший опыт дореволюционной России был выброшен на помойку как классово чуждый и, к сожалению, по большому счету, не востребован до сих пор, даже после того, как коммунистический режим канул в Лету.
Было бы неправильно идеализировать социальную политику Российской Империи. Она отнюдь не являлась страной всеобщего благоденствия. В ней существовали пережитки минувших эпох, мешавшие справедливому (именно справедливому, а не уравнительному) распределению благ. Было еще много нуждающихся и угнетенных, чей труд оплачивался неадекватно затраченным усилиям. Но невозможно, в тоже время, отрицать, что наша страна накануне революции развивалась органично и динамично. Принципы управления, в том числе, в социальной сфере, сформировавшиеся в России на протяжении столетий, имели весьма неплохие перспективы. Всё это перечеркнула первая глобальная война 1914-1918 гг., ускорившая духовный и политический кризис и подтолкнувшая наше Отечество к роковой черте братоубийственной междоусобицы.
Отметим основные черты устройства благотворительной деятельности Российской Империи, как они сложились с XVIII века. Носители верховной власти – царствующие монархи – ощущали себя поставленными Богом отцами (или матерями) нации, и в этом качестве (по крайней мере, в идеале) несли ответственность за каждого подданного. Вся система благотворительности находилась под государственной защитой и под попечением Императорского Дома, который был первой семьей государства – государственным учреждением, из которого в порядке, определенном законом, происходили носители верховной власти.
Но это покровительство не означало, что вся социальная сфера вверялась в руки чиновников. Император и члены династии давали свое имя для повышения статуса филантропических учреждений и проектов, жертвовали значительные суммы, через органы государства осуществляли контроль, чтобы не было злоупотреблений, но в остальном предоставляли организацию благотворительности общественной инициативе.
При этом дело было поставлено так, что значительная часть средств, направляемых на милосердную деятельность, складывалась из «лепт вдовиц». Евангельское повествование о бедной вдове, принесшей в храм две маленькие медные монетки (лепты) и оказавшейся ближе к Богу, чем богачи, давшие в храмовую сокровищницу крупные суммы от своего избытка (Мк. 12, 41-44; Лк. 21, 1-4), говорит нам о том, что самое крошечное пожертвование, сделанное от души человеком, который сам знает нужду, в духовном смысле значимее, чем дары миллионеров, жертвующих от скуки или ради саморекламы. Но именно из таких лепт, как из песчинок, складывалась существенная часть общего фонда большинства благотворительных учреждений в масштабах всей Империи. Это, безусловно, влияло не только на его наполняемость, но и на общую моральную атмосферу в сфере благотворительности. И император, и великий князь, и богатый аристократ, и купец первой гильдии, и архиерей, и рабочий, и крестьянин, и инженер, и бедная старушка, и гимназист, и дьячок из сельского храма, и даже иногда нищий с паперти – каждый гражданин, независимо от уровня доходов, если у него появлялось желание, жертвовал в меру своих сил и возможностей и знал, что делает общее дело, и его приношение, независимо от размера, будет принято с равным уважением и благодарностью.
В качестве примера организации привлечения жертвователей и использования средств приведем опыт «Мариинского попечительства для призрения слепых» супруги императора Александра II Освободителя императрицы Марии Александровны и «Попечительства императрицы Марии Феодоровны о глухонемых».
Мариинское попечительство для призрения слепых» состояло из членов-учредителей, внесших по 200 и более рублей, почетных членов, членов-соревнователей и членов-сотрудников. Бюджет Попечительства образовывался из членских взносов, государственных субсидий, доходов от продажи вещей, производимых слепыми, кружечного сбора, проводимого в храмах в Неделю о слепом (церковный праздник, отмечаемый в шестое воскресенье после Пасхи), и платы за содержание слепых в учреждениях Попечительства. Мариинское попечительство о слепых централизовано управляло делами призрения инвалидов по зрению, их лечением и трудоустройством. Проводилась профилактика слепоты. Во многих местностях Российской Империи возникли подведомственные Попечительству Братства во имя Христа Спасителя для помощи слепым. Летучие отряды оказывали медицинскую помощь страдающим глазными болезнями в отдаленных уголках Империи. В ведении Попечительства были лечебницы, учебные заведения для слепых, пункты оказания окулистической помощи. Организовывались съезды и курсы, издавались ежемесячные журналы «Слепец» и «Досуг слепых», а также книги для слепых. Во время I Мировой войны Попечительство много сделало для помощи воинам, утратившим по ранению зрение, и их семьям.
Много сил посвящала делам милосердия супруга императора Александра III Миротворца императрица Мария Феодоровна. Ее детищем, в частности, было «Попечительство императрицы Марии Феодоровны о глухонемых», учрежденное в 1898 году. В него входили члены-учредители, внесшие не менее 1 тысячи рублей, почетные члены, члены-соревнователи (с 1900 – действительные члены, обязанные внести 500 рублей единовременно или по 50 рублей ежегодн), вносившие либо единовременно 100 рублей, либо ежегодно 5 рублей, и члены-сотрудники. Средства попечительства, согласно «Основным положениям» формировались из членских взносов, правительственных субсидий, пожертвований учреждений и лиц, прибыли от продажи изделий, изготовляемых глухонемыми, кружечных денег, средств от благотворительных концертов, чтений и театральных представлений, платы за содержание глухонемых от тех, кто имел возможность вносить эту плату. В 1900 году Попечительство было официально принято под высочайшее покровительство государя и приобрело статус государственного всероссийского учреждения. Его сотрудники производились в чины, отделения Попечительства открылись почти во всех губерниях Российской Империи. Помимо благотворительности, Попечительство проводило методическую и научную работу, организовывало конференции, съезды, курсы учителей глухонемых, занималось издательской деятельностью, создавало хутора, фермы, санатории. Во время I Мировой войны Попечительством были созданы медицинские летучие отряды для помощи военнослужащим, лишившимся в результате ранения слуха и речи.
До революции императорская фамилия обладала огромными возможностями и активно участвовала в благотворительности. После революции Дом Романовых был лишен не только власти и Родины, но и всего движимого и недвижимого имущества. О прежних пожертвованиях уже не могло быть и речи. Но у династии осталось то, что никто не в силах отнять - доброе имя, а также традиции, опыт и желание помогать нуждающимся.
О деятельности императорского дома в изгнании мы уже писали (Закатов А.Н. И в изгнании они были милосердны. // Добрые люди, февраль 2011 года). После августа 1991 года начался процесс реинтеграции Романовых в общественную жизнь современной России. Великий князь Владимир Кириллович, а после его смерти новая глава императорского дома великая княгиня Мария Владимировна сразу четко обозначили, что их семья принципиально не участвует ни в каких формах политической борьбы, а все усилия направляет на общественную работу, призванную содействовать возрождению традиций гражданского общества и сохранению духовных и культурных основ всероссийской цивилизации.
Благотворительность является одной из главных точек приложения сил императорской семьи.
Когда журналисты задают Марии Владимировне вопросы о вкладе династии в решение социальных проблем на постсоветском пространстве, она сама оценивает его очень скромно. По ее мнению, императорский дом на этом поприще в современных условиях находится еще в самом начале пути, и говорить о каких бы то ни было успехах преждевременно. И, самое главное, ей претит мысль о том, что добрые дела могут использоваться для пиара. Она делает, что в ее силах, старается неуклонно развивать все имеющиеся возможности и верит, что со временем ей удастся соединить различные начинания и проекты в единую систему, которой будет служить имя Российского императорского дома и труд его членов и их друзей и верных помощников.
Однако о некоторых инициативах императорского дома, которые носят ориентирующий характер и способны стать краеугольными камнями этой возрождающейся системы, мы вправе упомянуть.
Уже более 20 лет глава дома Романовых ежегодно участвует в благотворительной ярмарке «Растрильо», организуемой испанским благотворительным фондом «Нуэво Футуро» («Новое Будущее»), специализирующимся на помощи детям во всем мире.
Когда-то фонд «Нуэво Футуро» мало чем выделялся среди многих других. Он начинал свою деятельность с помощи патронатным семьям, берущим попечение над сиротами. Постепенно расширяя работу и охватывая новые виды помощи детям, он приобрел международную репутацию. В акциях фонда принимают участие члены Испанского королевского дома и других европейских династий, аристократы, общественные деятели и представители всех социальных слоев, стремящиеся улучшить жизнь детей, испытывающих нужду.
Каждый год в Мадриде проходит благотворительная ярмарка «Растрильо», на которой великая княгиня Мария Владимировна возглавляет Русский стенд. Ее высочество не просто покровительствует стенду, но сама участвует в его формировании и благотворительной распродаже, что, безусловно, привлекает к нему значительно большее число посетителей и жертвователей. Также поступают и члены других европейских династий на своих стендах.
Продажа русских сувениров, продукции промыслов, яств и напитков не только приносит средства для дел милосердия, но и способствует популяризации русской культуры в зарубежье.
Правила участия в ярмарке очень демократичны и гибки. Кто не ограничен в средствах, приобретает избранные им предметы и продукты и безвозмездно предоставляет их для благотворительной распродажи. Но если у кого-то нет такой возможности, он имеет право получить непосредственно затраченные им деньги: на благотворительность идет лишь вырученная прибыль. Но эта прибыль существенно превышает номинальную стоимость самого предмета.
Благодаря участию в «Растрильо» глава дома Романовых каждый год оказывает помощь детям в России и на постсоветском пространстве. По мере расширения географии благотворительной деятельности в Канцелярии ее императорского высочества анализируются просьбы, и по рекомендациям детских учреждений для них закупается необходимое – памперсы, игрушки, швейные машинки для обучения, спортивный инвентарь, компьютеры, книги и т.п.
Исторически сложилось так, что схема сотрудничества современных республиканских государственных структур и императорского дома в наибольшей степени отработана в Приднестровье. В 2010 году в Тирасполе открылось официальное Представительство Канцелярии Российского императорского дома с правами юридического лица, занимающее отдельное здание, в котором созданы условия для полноценных благотворительных акций. Великая княгиня Мария Владимировна, ее сын цесаревич Георгий Михайлович и их сотрудники регулярно посещают Приднестровье. И во время визитов, и в промежутках между ними Представительство императорского дома в Приднестровской Молдавской Республике оказывает помощь детям с тяжелыми заболеваниями, инвалидам, ветеранам Великой Отечественной войны и других войн, престарелым. Административная и моральная поддержка приднестровских властей и юридическое оформление статуса Представительства позволяют благотворительной деятельности императорского дома развиваться успешнее и интенсивнее, чем в других регионах.
Мировой опыт подсказывает нам, что царственные династии как исторические институции, обеспечивающие живую связь с многовековым прошлым, играют важнейшую роль в укреплении гражданского общества, в том числе, при республиканском государственном устройстве. Во всех цивилизованных странах преждецарствовавшие королевские и императорские дома вернулись в общественную жизнь и получили тот или иной официальный статус – мы наблюдаем этот процесс во Франции и Италии, Болгарии и Румынии, Германии и Португалии, Сербии и Черногории, Венгрии и Албании, Афганистане и Южной Корее… В России процесс возвращения дома Романовых начат и достаточно успешно развивается, но еще не завершен юридически. Рано или поздно это произойдет. Но как раз в этот момент и встанет вопрос – а что конкретно, не нарушая Конституцию и действующее законодательство, учитывая российскую национальную специфику и изменения в сознании, происшедшие за почти 100 послереволюционных лет, можно поручить и доверить императорской династии? Наиболее предпочтительным вариантом явилось бы создание, при благожелательном содействии государственной власти, общественной структуры, координирующей благотворительную деятельность не методами чиновничьего управления, а на основе соборности, следования традициям, соблюдения кодекса чести и долга. Возглавить такое всероссийское попечительство по долгу и праву могла бы глава дома Романовых, а ее наследник – взять на себя курирование благотворительных программ молодежной направленности.
Попечительство под главенством наследников великой династии могло бы стать независимым голосом благотворительного сообщества, информировать государство о проблемах и нуждах в этой сфере, готовить законодательные инициативы.
Во многих странах мира законодательство не на словах, а на деле поощряет благотворительность. Средства, пожертвованные на решение острых социальных проблем, вычитаются из налогообложения, что делает филантропическую деятельность не только почетной, но и неубыточной. Благотворительные взносы, независимо от их размеров, имеют особый статус, и их не пытаются обратить в доход государству или банковской системе.
В современной России, к сожалению, законодательство и, тем более существующая практика мало способствует процветанию благотворительности. Конечно, по сравнению с полным отсутствием благотворительной системы, имевшим место в СССР, прогресс налицо. Но налицо и несомненная задержка в развитии. Когда читаешь отдельные законы или слушаешь телевизионные выступления, складывается неплохое впечатление. Но при соприкосновении с реальностью появляется множество подводных камней. Активные благотворители могут рассчитывать не на налоговые послабления, а, скорее, на более пристальное внимание разнообразных проверяющих органов по логике: «Жертвуешь, значит, наверное, зарабатываешь слишком много». Благотворительные фонды многими необоснованно воспринимаются как заведомо жульнические организации, в лучшем случае расходующие львиную долю пожертвований на содержание собственного аппарата, а в худшем – просто разворовывающие полученные средства. И это мнение часто искусственно поддерживается некоторыми представителями власти, стремящимися обосновать свое неоправданное вмешательство. Банковская система устроена так, что в маленьких пожертвованиях – «лептах вдовиц» - нет смысла, так как вычет за банковскую операцию превышает размер взноса, который небогатый человек мог бы регулярно вносить, чувствуя свою постоянную сопричастность к великому делу милосердия.
Только Православная Церковь и другие традиционные конфессии еще имеют возможность использовать традиционные методы сбора пожертвований, вроде «кружечного сбора». Но и в отношении них постепенно сжимается обруч чрезмерного контроля, призванного не пресечь те или иные злоупотребления и ошибки, а наложить руку на добровольные пожертвования, которые сами граждане, заплатившие государству все положенные по закону налоги, хотят направить вовсе не в государственную казну, и, тем более, не в карманы коррумпированных чиновников, а религиозным и общественным организациям для поддержки их благотворительной деятельности.
Преодолеть препоны на пути становления новой благотворительной системы в России можно только на путях равноправного и взаимно уважительного сотрудничества государственных органов и общественных структур. Российский императорский дом с его авторитетом и опытом способен и готов помочь в этом.
Закатов А.Н. На благо Отечества. // Добрые люди (приложение к газете "Трибуна"), июнь-июль 2011 года.