О монархическом принципе и роли монархии в современном мире.
Власть – не только политическая, но, прежде всего, духовная и моральная категория. Это становится понятнее, когда мы вспомним, что словом «власть» на русский язык переводится латинское слово «авторитет». Авторитет далеко не всегда связан с объемом полномочий. Например, святые Серафим Саровский и Иоанн Кронштадтский не имели епископских полномочий. Но они были и остаются гораздо более авторитетными, чем многие архиереи. Великому Князю Александру Невскому и не снился объем власти Императора Петра Великого или, тем более, диктатора Сталина. Но сам Петр I преклонялся перед памятью Александра Невского. И даже Сталин признавал святого Александра одним из главных героев отечественной истории. Совсем недавно наши соотечественники, выбирая «Имя России», отдали полное и неоспоримое предпочтение Александру Невскому перед другими сильными личностями.
Объем власти монарха менялся и в те периоды, когда монархия была основным мировым принципом государственного устройства. Но суть царского служения оставалась и остается неизменной. Наследственный монарх и глава династии – это символический отец нации и независимый арбитр, не обязанный властью никакой партии и группировке и, в силу этого, способный обеспечивать единство, согласие и равновесие в обществе.
В современном мире многие династии оказались полностью отстраненными от управления. Там, где монархии сохранились, они чрезвычайно ограничены. Можно сказать, что из могучих деревьев монархии на данном этапе мировой истории превратились в бонсаи. Однако, бонсай все равно лучше искусственной пальмы, даже если внешне издалека эта пальма выглядит мощнее и красивее. Неоспоримое преимущество бонсая в том, что он живой и органичный. Тоже можно сказать и о современной монархии, сравнивая ее с республикой.
Можно привести и другое сравнение. Монархия – это государство-семья, а республика – это государство-акционерное общество. Безусловно, встречаются весьма успешные акционерные общества, и бывают неблагополучные семьи. Однако нормальный человек все равно никогда не променяет свою семью, своих родителей и детей, на фирму.
Монархическая идея в современном мире является не столько политической, сколько нравственной альтернативой. Она ни в коем случае никому не должна навязываться, время для ее практического воплощения может прийти очень нескоро, но люди должны знать, что она есть. Задача исторических династий состоит в том, чтобы сохранить систему координат этой идеи и обеспечить наличие законного наследника, если она окажется востребованной народом.
Как Вы считаете, какую пользу может дать России практическое восстановление монархии?
Как я уже говорила, монархия лучше любого другого устройства обеспечивает поддержание в нации ощущения себя как единой семьи. В этом залог подлинного, а не декларативного, всенародного единства и согласия.
По моему глубокому убеждению, для России –многонациональной и самой большой по территории страны – наследственная монархия в особенности является самым естественным строем. Чем обширнее и сложнее комплекс взаимосвязей и пересечения интересов, тем больше он нуждается в независимом Арбитре, всегда стоящем над любой схваткой и обладающем естественным предназначением находить компромиссные справедливые решения.
Восстановление монархии могло бы не только гарантировать религиозный, национальный и гражданский мир и единство территории нынешней Российской Федерации, но и создать предпосылки для более глубокой интеграции с другими частями бывшей Российской империи, обретшими государственную независимость после 1991 года. Это обновленное Содружество не стало бы повторением Российской империи или СССР, но смогло бы взять на вооружение всё лучшее из их опыта и осуществить его в современных условиях.
Отметив эти существенные аспекты, я хотела бы немного изменить ход нашей беседы. О преимуществах монархии можно говорить долгими часами. Столько же можно говорить и о ее недостатках. Можно создать у слушателя впечатление, что после восстановления монархии все заживут как в раю. А можно представить дело так, что если такое несчастье приключится, то ничего более ужасного на земле до сих пор не бывало.
И то, и другое будет ложью. Монархия, как любое человеческое устройство, не свободна от недостатков и кризисов, порождаемых человеческими слабостями и грехами, несоответствием идеальных представлений и действительности, внешними вмешательствами и собственными ошибками. Монархия не способна мгновенно изменить жизнь к лучшему, как маг с волшебной палочкой. Ее сила – в ее органичности, но она не идеальна.
Глубоко прав Святейший Патриарх Кирилл, который сказал, что монархия может существовать только в обществе с достаточно высоким нравственным уровнем. Это не значит, что монархия возродится только тогда, когда все станут святыми. Если бы это было возможно, земная государственность вообще стала бы не нужна, уступив место Царствию Божию.
На самом деле, имеет место постоянный встречный процесс – по мере повышения нравственного уровня у людей возникает потребность во власти, основанной на Вере, Долге и Чести. Тогда возрождается монархия и удерживает этот нравственный уровень на должной высоте.
Ослабление монархии и духовно-нравственный кризис - тоже единый процесс. А когда нравственный уровень падает, приходит материалистическое общество потребления, с утилитарным отношением к религии, власти и вообще ко всем отношениям между людьми. Такому обществу монархия, разумеется, не нужна. Оно не способно ни оценить, ни использовать ее, как не способен древесный жучок постичь истинные достоинства скрипки Страдивари.
Наше общество пока находится в поиске. Если этот поиск завершится восстановлением монархии, наша страна вернется на свой проверенный тысячелетний путь, и мы сможем сообща упорным трудом сделать нашу страну по-настоящему сильной и процветающей. Если же мы пойдем в иную сторону, нам предстоят новые эксперименты, и, мягко говоря, вряд ли можно быть уверенными, что они приведут нас к сплоченности и благоденствию.
http://www.imperialhouse.ru/rus/word/maria/3074.html
Что такое Ваша жизнь на престоле сегодня в 21 веке?
Уникальность нашего нынешнего положения как раз в том и заключается, что мы не на престоле, вернее, наш престол стал иного рода. Это не политическая власть в государстве, а обязанность хранить наследие прошлого и соединять его с настоящим и будущим. Ведь народ, не имеющий прошлого, не достоин будущего. Это не банальная фраза, а так всегда и было. Великие цивилизации сошли с исторической арены, когда разрушились их традиции и многовековые устои.
Жизнь движется вперед, многое меняется, но существуют принципы, имеющие непреходящее значение. Формы их выражения становятся другими, но суть остается. Монархический принцип, который воплощает династия – это идея государства-семьи во главе с символическими отцом и матерью нации в лице монархов. Это лучший способ обеспечить стабильность власти, ее законную преемственность, гармонию в отношениях между государством и обществом. Никто не говорит, что монархия не имеет недостатков. Но этот строй гораздо более человечен, чем республиканский. В современном мире нашей задачей является сохранение монархического принципа на тот случай, если народ пожелает взять его на вооружение, а также постоянная работа, независимо ни от чего, над сохранением и возрождением традиций, развитием культуры, воспитанием патриотических чувств. И никакой политической борьбы! Монарх в современном мире, неважно, на престоле или нет, должен объединять народ, а не разобщать. Поэтому он в любом случае стоит вне схватки, равноудален в политической сфере и равноблизок в общественной сфере людям всех убеждений, национальностей, религий и партийных принадлежностей.
О демократии и монархии.
Все революции совершались, будто бы, во имя демократии, а приводили к самой худшей форме рабства в виде тоталитаризма. Но и в тех странах, где тоталитарные режимы не смогли утвердиться или пали, под названием демократии и за ее фасадом господствует типичная олигархия. В конституциях написано, что народ обладает верховной властью, что он является источником любой распорядительной власти, а на деле ему отказывают в праве решать самые простые вопросы, касающиеся его жизни. За него всё решают другие. Люди, получающие десятки тысяч, а то и миллионы долларов, объявляют, что по из расчетам потребительская корзина составляет 150 долларов в месяц на человека. Это же издевательство! Механизмы проявления народной воли либо вообще отсутствуют, либо не действуют. О благе народа «профессиональные политики» вспоминают только перед выборами, и забывают сразу после их окончания.
По моему глубокому убеждению, монархия не только не противоречит демократии в ее истинном смысле - народовластию, но более того, только при монархии и возможно правильное и органичное развитие демократических институтов. В истории многих стран был так называемый абсолютизм, но это скорее болезнь монархии, чем ее естественное состояние. Длился этот период по историческим меркам недолго, и в любом случае, не идет ни в какое сравнение с тоталитаризмом, порожденным республикой. А вообще монархический строй всегда в своей многотысячелетней истории основывался на единении всей нации, возглавляемой монархом, неотделимым от народа как голова от тела. Эволюционное развитие исторической государственности неуклонно расширяло степень участия народа в управлении государством. Сторонники республиканской демократии любят цитировать У. Черчилля, которому принадлежит знаменитый афоризм: «Демократия это плохой строй, но ничего лучшего человечество не придумало». Однако они почему-то забывают, что эти слова сказал премьер-министр Его Величества короля Великобритании, до конца своих дней бывший убежденным сторонником монархии. Вот с его оценкой и пониманием демократии, в общем, можно согласиться. Но он говорил отнюдь не о республике, а именно о демократии в синтезе с монархией.
Заметьте: в России монархический строй был установлен по воле народных представителей в 862 году. Затем он был восстановлен после Смутного времени по воле народных представителей, собравшихся на Земский собор в 1613 году. А демократическая республика была учреждена после верхушечного заговора февраля 1917 г. и незаконного решения не уполномоченного решать подобные вопросы Временного правительства 1 сентября 1917 г. Большевицкий строй был учрежден после октябрьского переворота, вооруженным путем заменившего одно незаконное правительство другим. Вторая демократическая республика оформилась после беспорядков в Москве в августе 1991 г. и октябре 1993 г. Установлению монархии в России всегда предшествует народное волеизъявление, тогда как республиканские модели всегда утверждаются пост-фактум, когда происходит легитимация уже существующего режима. И из этого закономерно на практике следует подмена подлинной демократии ее видимостью.