О национальном вопросе.
Говоря о народности и православии, нельзя не коснуться весьма болезненной для нашего общества темы – национального вопроса. К сожалению, в настоящее время в России все сильнее проявляются националистические настроения, ксенофобия, не редкость – кровавые преступления по национальным мотивам. В тоже время, немало желающих сыграть на «русской карте», требующих правовых преимуществ для русских. Хотелось бы узнать Ваше мнение по данному вопросу.
Здоровый национализм – вполне нормальное явление. Человеку свойственно любить членов своей семьи больше, чем чужих людей, и свой народ – больше, чем другие народы. Однако любовь к своему ни в коем случае не подразумевает ненависти к чужому. Наоборот, если мы сами способны любить, то мы с большим пониманием относимся к другим людям, которые, также как мы, любят своё. Если периодически в единой многонациональной всероссийской семье и возникают конфликты интересов между этносами, их нужно разрешать спокойно, на основе разумных и справедливых компромиссов, как между родственниками и соседями, а не как между неприятелями.
В Российской Империи существовал богатый опыт урегулирования межнациональных проблем. И их было гораздо меньше, чем сейчас. Государствообразующей нацией, разумеется, были и остаются великороссы. Это историческая данность, и нелепо спорить со столь очевидным фактом. Но до революции 1917 года все жители Всероссийской Империи, а не только великороссы, считались русскими. Кстати, во всем мире такое понимание осталось по сей день. Для иностранцев русские – это и украинцы, и белорусы, и татары, и узбеки, и евреи, и молдаване, и грузины, и армяне, и любые выходцы из СССР или потомки выходцев из дореволюционной России. В этом есть глубокий положительный смысл. Русские – это не столько этническое, сколько духовное и культурное понятие, также как в древности понятие римлянин было не этническим, а цивилизационным. Если человек чувствует себя русским, то он им и является, независимо от национальной принадлежности.
Главным принципом многонационального государства является диалектическое сочетание единства общих интересов с многообразием этнических и региональных особенностей. Власть должна защищать и воплощать в жизнь этот принцип с мудростью и величайшим тактом.
Националистический и религиозный экстремизм – это проявление дикости, не имеющее, в действительности, ничего общего ни с одной религией и ни с одной национальной традицией. Это проявление комплекса неполноценности, неуверенности в себе, в своих вере и национальном достоинстве, когда люди не видят иного решения своих проблем, как только насилием и подавлением других. Но это явление никогда не возникает без причины, на пустом месте. Агрессивный национализм просыпается, когда несправедливо нарушаются права людей по национальному признаку – или меньшинств, или большинства, или и тех, и других, каждых по-своему.
Как случайные просчеты, так и сознательные политические игры в этой сверхделикатной сфере чреваты страшными последствиями. В толерантной Европе всё громче слышатся голоса об ошибочности прежнего курса, приведшего к тому, что коренное население сначала с растерянностью, а потом с накапливающимся раздражением наблюдает за натиском людей совершенно иных культур, которые совершенно не желают адоптироваться в новой для себя среде и которым абсолютно чужда и непонятна вся система европейских ценностей, включая саму толерантность.
У нас есть замечательная пословица, применимая и к проблеме миграции: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Уважением и защитой закона должны пользоваться все без исключения – и большинство, и меньшинства, и мигранты. Но несправедливо, если права коренного населения ущемляются, а пришельцы получают привилегии без четких обязательств исполнять свой гражданский долг перед второй Родиной и относясь к ней с пренебрежением.
В тоже время, недостойно великих наций подвергать насилию и унижению простых людей, как правило, пришедших в наши страны не от хорошей жизни, а от бедствий и нищеты. Нельзя забывать, что бывали трагические моменты в истории, когда миллионы наших соотечественников оказывались в положении изгнанников и тоже ожидали милосердия и защиты со стороны других народов. Самыми уязвимыми всегда оказываются наиболее несчастные и безвинные. Они первыми подвергаются всем неприятностям, потому что беззащитны. В тоже время истинные виновники сложившейся ситуации не испытывают никаких проблем, а иногда специально подливают масла в огонь, потому что им выгодно такое положение дел для сохранения их богатства и власти. Нужно не травить бедных людей, не уподобляться худшим из них, устраивая драки и погромы, а законными методами добиваться корректировки государственной политики, ибо только государство способно эффективно урегулировать проблему законодательными мерами, организацией потоков миграции и созданием программ культурной адаптации пришельцев из других стран.
Некоторые люди стараются оправдать беспорядки на национальной почве бездействием властей. На самом деле, этот аргумент отчасти объясняет некоторые ситуации, но ни в коей мере не оправдывает их. Стихийным насилием всё равно нельзя ничего урегулировать. От него чаще страдают не истинные преступники, а случайно попавшиеся под руку неповинные люди. И клин во взаимоотношения между некогда братскими или добрососедскими народами, таким образом, забивается всё глубже.
Часто национальные конфликты связаны не с реальными проблемами, а с предрассудками, невежественной политиканской демагогией и плохим знанием истории и культуры – не только чужой, но и своей собственной. Я думаю, нам необходимо создание общегосударственной сети культурно-образовательных центров, где мигранты смогут получить сведения о базовых ценностях России, а российские граждане всех национальностей – больше узнать о духовном мире друг друга и о традициях иных народов, исторические судьбы которых переплетаются с жизнью нашего Отечества. Также нужно понимать, что в такой большой стране, как Россия, не может быть единого рецепта для всех. В мегаполисах у этих центров должна быть своя программа, в исконно великорусских областях – своя, в регионах, где доминируют другие национальности – своя.
Большую роль способно сыграть введение преподавания в школах основ православной культуры, а также основ других традиционных религий и светского религиоведения. Эти курсы нельзя противопоставлять друг другу. В зависимости от региона может меняться соотношение объемов этих курсов, но все они обязательно должны присутствовать в системе воспитания российского гражданина с юных лет.
Отрадно, что первые лица современной России, наконец, заговорили о национальном вопросе более четко и определенно. Дай Бог, чтобы это не осталось предвыборными лозунгами, и за словами последовали дела.
В традиционно многонациональной России любой агрессивный национализм - это благодатная почва для внешних враждебных сил, желающих нашего раздробления и ослабления, и для непорядочных политиков, которые хотят властвовать, разделяя и стравливая людей. В большинстве случаев национальные конфликты создаются искусственно, в рамках изощренных политических технологий. Но от каждого человека зависит, согласится ли он стать объектом манипуляций, поддастся ли он на провокации, или поймет, что зло нельзя победить злом, и что свои права нужно отстаивать в рамках законности, чести, доброты и здравого смысла.
http://www.imperialhouse.ru/rus/word/maria/3055.html