Тюмень готовиться к 400-летию Дома Романовых

Posted 22 июля 2012 by sovetnik.knemir...

3 Июля 2012
Обретет ли Тюмень уникальный туристический маршрут «Царская пристань», который принесет ей всемирную известность? Что может сдвинуть с мертвой точки проблему восстановления памятников культуры? Эти актуальные вопросы обсудили архитекторы, историки, журналисты, представители общественности на недавней встрече в Литературно-краеведческом центре.

Первая набережная Тюмени.

Известный архитектор, корифей реставрации Александр Клименко рассказал о старинных постройках на Царской пристани. Они хорошо просматриваются на снимке, сделанном со спутника: бывший Народный дом (ныне резиденция губернатора), улица 25-го Октября, Масловский взвоз, Пристанская.
– Эту территорию условно называют Царской пристанью, или Причалом императора, – пояснил Клименко. – Помимо богатой истории, она имеет интересные ландшафтные особенности. Пониженная терраса правого берега, ранее никогда не затопляемая, использовалась на протяжении всей истории города.
В последней четверти 19-го столетия с приходом железной дороги здесь появились трассы, построили пакгаузы (склады), здание станции «Тура». По берегу расположились причалы, в том числе пассажирская пристань. Эта часть города, помимо того, что влияла на его экономическое развитие, во многом определяла лицо Тюмени. Были выстроены Ильинская церковь, дом купца Колмакова (после пожара он сильно пострадал), каменное строение на замыкании улицы Водопроводной – в нем располагался резервуар, из которого вода распределялась по городу. Первая водокачка в Западной Сибири, она-то и дала название улице Водопроводной. На набережной находилось пароходство Игнатова. Перед взором путника в то далекое время открывалась примечательная картинка: суда, мачты, железнодорожные пути, симпатичный домик станции «Тура», слева – пассажирская пристань, вдоль берега тянется деревянная эстакада, по ней ходят паровозики, обслуживающие пакгаузы, тут же выделена полоса для пешеходов. Это первая набережная Тюмени, достаточно чистенькая, благоустроенная.

История в… рельсах

– Пять лет назад по заказу комитета по охране культурного наследия мы выполнили комплексное исследование территории Царской пристани, – рассказывает архитектор Клименко. – Разработали эскизные проекты реставрации объектов, находящихся на данном участке города. Многие памятники сейчас в разной степени сохранности, но при желании и наличии средств их можно восстановить.

Мы выделили этапы развития водонапорной станции: сначала она маленькая, затем к ней пристроен деревянный домик, потом возведено более крупное сооружение. И уже в советское время сделаны резервуары. В процессе работы возникла идея: если восстановить этот комплекс, то в нем можно организовать филиал музея науки и техники, что создан в нефтегазовом университете Виктором Ефимовичем Копыловым. Интереснейшие экспонаты находятся в тесном помещении, а здесь они были бы представлены наилучшим образом.

Другой пример. Сегодня в пакгаузе обитает семья художника. Здание довольно большое, в нем высокие потолки, возникает соблазн сделать двухъярусное жилье. Но беда в том, что содержать памятник сложно: помощи со стороны государственных органов, охраняющих объекты культуры, художник, боюсь, не получает, а посему возможны провокации в сторону жизненной необходимости.

Пакгаузы рубежа 19-го – начала 20-го века сродни пристанционным постройкам железной дороги. Это так называемая «краснокирпичная» промышленная архитектура, которая представляет определенный пласт в истории отечественного зодчества.

Усадьба Колмакова находилась на высоком берегу, а внизу в двухэтажном доме располагались складские помещения. В наши дни от этого интересного сооружения остались три стены, поскольку южная стена под давлением берега обрушилась. Тем не менее дом пока «на ногах» и продолжает нести утраты от сегодняшней хозяйственной деятельности.

Если пройти по набережной на восток, то можно увидеть сохранившиеся деревянные пакгаузы. Домик станции «Пристань Тура» в бодром состоянии (сегодня он огорожен железным забором и не используется в общественных целях), при нем был небольшой деревянный склад, построенный в той же стилистике, что и все прочие сооружения пристанционного комплекса.

Сохранились железнодорожные пути с элементами обустройства. Пока жива кирпичная стеночка, служившая своеобразным семафором при разделении железнодорожных путей: направо рельсы шли в сторону города, налево – вдоль берега к деревянным пакгаузам. Стеночка-преграда обладает оригинальным декором, чтобы ежедневная производственная деятельность радовала глаз.

Уцелели фрагменты деревянной эстакады, по которой ходили паровозы, части сооружений бывшей пристани. Практически не осталось железнодорожных путей, а они имели датировку: 1833 г. – заводы Демидова, 1954 г. – заводы им. Сталина, 1960… – то есть вся история прослеживается в рельсах.

– Территории Царская пристань необходимо придать статус архитектурного заповедника, – считает Александр Иванович, чтобы с более жесткими регламентами подходить к ее восстановлению. Собственники или пользователи объектов не предпринимают ничего для их сохранности и реставрации. Памятники по сути уничтожаются. А потенциал территории таков, что здесь мог бы быть городской рекреационный центр. Многие знают, что гостей Екатеринбурга ведут на Плотинку. Живописное место. Но Царская пристань имеет больше преимуществ.



Февраль 2013-го


Доктор исторических наук, профессор ТюмГУ Александр Ярков отмечает, что в Тюменской области сохранились четыре объекта, связанных со ссылкой императора Николая II и его семьи. Это Дворец свободы в Тобольске, Царская пристань в Тюмени, деревянное и каменное здания в селе Борки и дом в селе Иевлево Ярковского района.

– В феврале 2013 года будет отмечаться 400-летие дома Романовых. Надо поднять ученых, общественность, чтобы были приняты надлежащие меры по реставрации этих зданий, – высказывает мнение профессор Ярков. – Желательно, чтобы на Царской пристани появился какой-то «человеческий памятник» Романовым, ведь они являются частью российской истории. В Костромской области, Пермском крае, Екатеринбурге уже есть планы празднования этой даты, но Тюменская область пока молчит.

Краевед Владимир Полищук привел любопытные сведения, касающиеся Царской пристани.

– В 1899 году в здании станции «Тура» останавливался знаменитый ученый Дмитрий Иванович Менделеев. Не исключено, что в начале 20-го века в нем бывал наш знаменитый земляк Григорий Ефимович Распутин, – говорит Полищук. –Именно здесь в августе 1917 года (по старому стилю), в режиме строжайшей секретности царская семья пересаживалась на пароход «Русь», который доставил ее в Тобольск. Не исключено, что «Русь» принадлежала И.И. Игнатову, он же был владельцем здания на Госпаровской, 3. Сейчас в этом доме находится прекраснейший музей памяти царской семьи. Кроме того, создана изумительная галерея копий картин младшей сестры царя Ольги Александровны Куликовской-Романовой. Кстати, она (умерла в 1960 году в Канаде) инкогнито ездила в 1916 году в Тобольск на поклонение мощам св. Иоанна Тобольского, а путь в губернский город шел через Тюмень. Распутин тогда сработал как мини-туристическое бюро: организовал для великой княгини проживание, питание, культурную программу.

Люди православные чтят Царскую пристань. Возле здания на Госпаровской, 3 установлены два креста. Один поставили православные на свои пожертвования, другой – казаки, поскольку считают это место святым. Здесь от вагона до парохода проходила семья российских новомучеников. А в доме по указанному адресу находится освященная домовая церковь. Люди совершают молебны по семье последнего российского императора. Поэтому царские торжества в нашем регионе касаются не только Тобольска, где планируют освободить бывший дом губернатора под музей, это и «объекты по пути». На днях закончилась экспедиция областного центра туризма «Азимут», прошедшая от Борков до Тюмени той дорогой, которой следовала семья Романовых. Видимо, работает народная молва, и на Царскую пристань потянулись паломники из разных городов России. В Екатеринбурге паломничество совершается к Ганиной Яме, в храм-на- Крови, в Тюмени есть реальное место, где проходила царская семья, – наша пристань.

По подсчетам Полищука, в разное время в нашем крае побывали 16 представителей династии Романовых. Этот факт не следует сбрасывать со счетов. Уже сейчас тюменские туристические фирмы проявляют интерес к Царской пристани. Было бы преступлением отправлять богатейшую историю, способную к тому же пополнить областной бюджет, на свалку. Общественные объединения, студенты, представители старшего поколения сходятся во мнении, что эту территорию необходимо спасти от разрушения.

 Елена ДУБОВСКАЯ. Тюменская правда.

http://www.geointek.ru/index.php/press-tsentr/eto-interesno/item/309-%D0...